Очевидно, что Крым из года в год живет привычным ожиданием курортного сезона. Период с 15‒20 июня по 15‒20 сентября – именно то самое время, которое кормит практически весь оставшийся год владельцев санаториев, мини-отелей, просто квартир, а также рестораторов, таксистов, владельцев магазинов, ну и далее по списку...
Также очевидно, что прокормиться всем им в этом году явно не удалось.
#{image=799214}Отели и мини-пансионаты, стоящие на самом берегу моря, даже в август, разгар так называемого высокого сезона, постоянно пустовали минимум на треть при условии, что цены на номера были ниже в два раза по сравнению с прошлым годом.
Двухкомнатные ухоженные номера в двадцати метрах от моря в районе Массандры в прошлом году стоили не меньше 3,5‒4 тыс. рублей в сутки, и на них выстраивалась очередь отдыхающих, постоянно сменяющих друг друга так, что ни дня без простоя.
В нынешнем году эти же апартаменты предлагали за 2 тыс. рублей, и особенных охотников на них не было. Выиграли исключительно те владельцы жилья, которые резко снизили на них цены. Жадины, помнящие цены прошлого года и психологически не желающие от них отступаться, проиграли вчистую.
Та же ситуация и с таксистами. Те, кто предлагал нормальную цену, крутили баранку с утра и до вечера. Хитрецы с большими запросами – часами томились в машинах в ожидании глупого залетного туриста.
Та же ситуация и с ресторанами. Кто по старинке ломил цену – стоял пустой.
Все крымчане, так или иначе связанные с курортным сезоном, говорили одно и то же – «в этом году никакого сезона нет»; что, собственно, было видно и так: полупустые пляжи, рестораны, магазины, набережные, музеи.
Объясняется такое положение просто: украинцы в большинстве своем до Крыма не доехали (исключая жителей Донецкой и Луганской областей); железная дорога из России в Крым через Украину как вид транспорта перестала существовать; аэропорт Симферополя и морская переправа в Керчи с потоком россиян не справились, да и справиться не могли по определению. Не приспособлены они для такого потока.
Проще говоря – украинцы, благодаря своему правительству, уже не приехали, а русские – пока не доехали.
Как ни странно, но от такого «не сезона» выиграли в Крыму абсолютно все, даже нынешние крымские неудачники от жилья, такси, ресторанов и иных сфер витиеватого туристического бизнеса.
Надо понимать, что любой туристический сезон – это чрезвычайное напряжение всей инфраструктуры Крыма, которую каждый год пару-тройку месяцев эксплуатировали со всей небрежностью миллионы туристов, а отдуваться оставшееся время приходилось собственно крымчанам: разбитые в хлам дороги, забитые мусором водостоки, изгаженное побережье, изношенные трубы, периодические выходы из строя электроподстанций и т. д., и т. п.
Удивительно, но даже некоторые владельцы жилья, фактически ничего не выручившие в этом сезоне, искренне говорили о том, что отсутствие миллионов туристов на полуострове пойдет Крыму только на пользу – «и мы отдохнем, и природа отдохнет».
Как ни странно, но «не сезон» заставил двигаться и думать всех тех, кто связан с туристическим бизнесом в Крыму.
«Раньше как было, – рассказывает местный, – можешь вообще ничего не делать, а в июне у тебя под дверьми обязательно кто-то с чемоданами стоять будет. Плохая твоя квартира, далеко от моря или вообще отвратительная хибара с висящими обоями и старой продавленной прабабушкиной мебелью, но постоялец на нее всегда найдется и деньги выложит.
А в этом году уже все не так. За клиента приходится бороться. А как за него по-другому поборешься, если не ценой и условиями проживания? Кто не перестроится – уйдет из этого бизнеса».
В принципе, борьба за клиента в Крыму уже началась, чему я был свидетелем.
В месте, где я жил, на расстоянии не более 100 метров находилось два общепита. Столовками в общепонимаемом смысле этого слова их назвать было сложно, так как все готовилось исключительно из натуральных продуктов и действительно профессиональными поварами. Как говорится – вкусно, как у мамы.
Столовые друг с другом конкурировали. Борьба шла до последнего сытого клиента.
Грифельные доски перед столовками с меню, начертанным мелом, представляли карты сражений, где удары и контрудары чередовались ежечасно. Поля кулинарных битв дымились, шкворчали, кипели и обдавали паром.
Если, допустим, наваристый домашний борщ с пампушками и свежей сметаной в одной столовке предлагался за 100 рублей, то конкурент наносил тут же коварный удар, радостно выводя на своей доске белую цифру 80.
Враг не сдавался и предлагал в виде неожиданного маневра выпечку с пылу-жару от себя любимого. Противник тут же отвечал свежайшими шарлотками и холодным домашним морсом.
А потом в ход пошли вообще запрещенные приемы.
Столовая № 1 (назовем ее так) стала практиковать заказы от клиента, т. е. определяешь себе то, что хочешь, допустим, на завтра, и тебе все это в лучшем виде не только приготовят, но и принесут в номер в назначенное тобой время.
Столовая № 2 ответила тем, что предложила отдыхающим приносить свои продукты, из которых она бралась приготовить то, что пожелают туристы, естественно, не забывая все это доставить в номер в указанное время.
Итог этой непрекращающейся борьбы собственно для отдыхающего – действительно качественные обеды, которые ты сам себе назначил, из трех-четырех блюд не дороже 400 рублей. Причем такие обеды, после которых и ужинать не хочется.
Так что от нынешнего «не сезона» выиграли и те туристы, которые еще только собираются поехать в Крым. Уверен, что подобные сражения за клиента при дефиците туристов будут в будущем году не только в ресторанах-столовках, но и собственно во всем туристическом секторе.
В самом крупном выигрыше остались, конечно же, те, кто приехал именно отдыхать: минимальные цены на жилье, отсутствие очередей куда бы то ни было, свободные и доступные пляжи.
То, что Крым в этом году впервые за многие десятилетия именно такой: спокойный, относительно малолюдный, со свободными дорогами, незагаженный – это, согласитесь, тоже эпохальное историческое событие, которое, очень на это надеюсь, определит в будущем на полуострове качественный конкурентный сервис, за который не будет стыдно, в первую очередь самим крымчанам.