Информационная политика отечественных СМИ на сегодняшний день заключается в создании альтернативной реальности. Но как бы ни пели олигархические телеканалы про «Единую Украину», ситуацию это не исправит. От того, что одноногий будет орать всем «Я здоров», сколько ни повторяй – новая нога у него все равно не вырастет.
Президентские выборы не станут панацеей от болезней украинского общества
Точно так же в последнее время грядущие 25 мая выборы президента Украины пытаются выставить панацеей от всех болезней украинского общества – вот выберем президента и заживем (ничего не напоминает?).
Хотя, на самом деле, президентские выборы сами по себе не способны ничего изменить в сложившейся ситуации, причем по целому ряду причин.
Во-первых, примерно половина страны вполне может не признать легитимность этих выборов. И в зависимости от результата будет понятно, какая именно половина. Благо, поводов для этого более чем достаточно.
И с большой долей вероятности можно прогнозировать, что проигравшая сторона будет активно оспаривать результаты выборов. Можно, к примеру, аргументированно заявить, что полномочия действующего президента (Януковича, если кто забыл) истекают только в следующем году и выборы должны проводиться не раньше марта 2015 года.
Или снова озвучить тезис о том, что причина «самоустранение» не предусмотрена в конституции Украины в качестве основания для прекращения полномочий президента, а потому незаконна.
Можно также смело утверждать, что соответствующие решения Верховной рады (и о прекращении полномочий Януковича, и о проведении досрочных президентских выборов, и о смене конституции) принимались под силовым давлением и с угрозами жизни и здоровью многих депутатов.
А, как известно, в мировой юридической практике решения, принятые под принуждением и шантажом, автоматически считаются недействительными.
А как провести выборы в Крыму? Как организовать на территории полуострова избирательные участки? Или признать то, что он уже не входит в состав Украины?
Тогда любой желающий сможет легко оспорить результаты выборов, которые прошли не на всей территории страны, в которых не смогли принять участие два миллиона украинских граждан.
Кроме того, выборы могут не состояться вовсе – оснований для этого также масса. Это может произойти и из-за резкого ухудшения социально-экономической ситуации, и из-за продолжающихся массовых протестов жителей Юго-Востока, и из-за фактической неподконтрольности части территорий Киеву, и из-за вероятного бойкота выборов значительной частью регионов – вплоть до срыва избирательного процесса в этих областях, и из-за продолжающейся активности радикальных ультраправых «активистов».
Но даже если выборы состоятся, то будет огромное количество желающих признать их результаты нелегитимными. Причем это произойдет независимо от того, кто победит. Победит Порошенко – выборы не признает Тимошенко и все остальные.
Победит Тимошенко – и уже Порошенко сможет обвинять ее в использовании админресурса. Да и многие намерены игнорировать их результаты вне зависимости от победителя.
Например, если на Юго-Востоке будет низкая явка избирателей (а такое вполне может быть), то в результате мы получим не президента Украины, а президента Галичины.
#{image=793021}Важный момент: на сегодняшний день в руках у «Батькивщины» (читай «у Тимошенко») сосредоточены все козыри административного воздействия на выборы: они контролируют посты исполняющего обязанности президента, исполняющего обязанности премьер-министра, исполняющего обязанности спикера Верховной рады, верховного главнокомандующего, большинство губернаторов и других ключевых чиновников.
Кто-то сомневается, что они будут использовать эти обстоятельства с максимальной силой? Кроме того, из всех потенциальных кандидатов в президенты партия Тимошенко готова к ним лучше всего – остальные просто не успели ни собрать деньги на кампанию, ни продумать ее основные идеологические и технологические положения, ни развернуть предвыборные штабы.
И, конечно, практически все телеканалы будут вещать исключительно в нужном «временному правительству» русле. Они уже это делают. И, конечно, не следует забывать о силовых методах воздействия на оппонентов, которые в последнее время используются полным ходом и без каких-либо моральных или правовых ограничений. Поэтому выборы, если они вообще состоятся, будут явно проходить в изначально неравных условиях.
К тому же любых активистов, штабистов, райтеров и прочих агитаторов и наблюдателей, работающих на других кандидатов, всегда можно обвинять в «провокациях», «сепаратизме», «работе на Путина» и других виртуальных грехах.
И после этого подвергать репрессиям, травле, арестам и шантажу. И глядя на происходящее, я на 100% уверен, что это обязательно будет делаться, ведь предпосылки к такому развитию событий мы видим уже с первых дней «революции», приведшей к власти действующее временное правительство.
Повода долго искать не нужно: стоит послушать Авакова, Бригинца, Арьева и многих других.
Еще в преддверии выборов на многих избирательных участках и в участковых и территориальных комиссиях могут появиться люди в масках и с оружием, что никак не добавит выборам легитимности.
О чем я? Они и сейчас сидят в Центральной избирательной комиссии, «следят за чистотой выборов». И, как мы все знаем из новостей и криминальных сводок, практически ни один день не обходится без вооруженных конфликтов, столкновений и стрельбы. В такую «деятельность» вовлечены все – от рядовых боевиков до народных депутатов и заместителей министров, и ареал их активности практически ничем не ограничен – стрельба происходит даже на Крещатике.
Вам еще мало оснований для непризнания любых результатов выборов? Как по мне – на любой вкус, даже самый взыскательный. И эти основания могут использовать как внутренние украинские силы, так и любые заинтересованные внешние наблюдатели.
Поэтому смысл проведения президентских выборов вообще весьма сомнителен. В отличие от выборов в Верховную раду, которые нужны как воздух, но которые никто не собирается проводить до 2017 года (кстати, кто-то может мне рассказать, на каких основаниях депутаты продлили себе полномочия?).
Бессмысленность позиционирования выборов президента как ключевого события, определяющего судьбу и дальнейший путь развития Украины, дополняется еще тем фактом, что, согласно последней реформе конституции, принятой в феврале «новой властью», полномочия президента были сильно урезаны (как в свое время у Ющенко).
И поэтому президент из реального центра влияния превращается в весьма формальную фигуру, от которой вообще мало что будет зависеть. После протащенной через парламент конституционной реформы мы снова пришли к парламентско-президентской форме республики.
А при такой форме государственного устройства более значимой, по сравнению с президентом, фигурой становится премьер-министр, назначаемый парламентом. Впрочем, я вполне допускаю вариант, когда после выборов новый президент попытается снова перекроить многострадальную украинскую конституцию под себя (как это уже многократно происходило при всех предыдущих президентах Украины).
Подобные перманентные изменения в полномочиях ветвей власти и перераспределение сфер влияния никак не прибавляют ни легитимности власти, ни стабильности в стране.
Причем нам фактически навязывают выбор между Тимошенко и Порошенко. «Свобода» и КПУ слишком незначительны, ПР деморализована, и вырисовывается противостояние между оставшимися двумя силами – БЮТ и УДАРом (возможно, к последнему примкнет часть депутатов «нашеукраинцев»).
Порошенко выдвинут УДАРом, что намекает на его европейскую поддержку (в отличие от американской поддержки Тимошенко). Причем весь последний месяц все социологические конторы рисуют Порошенко явно дутые рейтинги (зная принципы их работы, я считаю, что их просто купили, причем недорого).Учитывая давнюю вражду между Тимошенко и Порошенко, длящуюся уже около десяти лет, кто бы из них двоих ни победил – второй не смирится, и конфронтация между «любыми друзьями» продолжится.
Из вышесказанного следует, что майские выборы президента по большому счету ничего не решают. Каким бы ни был их результат, власть по-прежнему будет держаться «на штыках».
Если на что и стоило потратить два миллиарда гривен в условиях «жесткой экономии» преддефолтного состояния Украины, то это на парламентские выборы. Потому что текущим составом парламента не довольны ни сторонники Майдана, ни его противники – это, пожалуй, единственное, что их объединяет.
Власть в государстве начинается не с исполнительной, а с законодательной власти. Украинское государство нуждается в перезапуске. И перезапустить его могли бы именно выборы высшего законодательного органа – Верховной рады. Но, похоже, перед «временным правительством» не стоит задача стабилизации ситуации в стране.
Источник: «Полемика»