Началось все с того, что, встав на тропу выполнения европейских требований, Украина покатилась в грязевом потоке стремительно нарастающих внутренних противоречий под откос собственной государственности. Любое, даже самое незначительное выполнение европейских требований тут же вводит украинское общество во внутренний когнитивный диссонанс.
Люди верят в то, во что хотят верить
Европейские запросы исходят из совершенно иной логики, нежели та, что соответствует реальности, в которой пребывает Украина. Начав, пусть даже на словах, осуществление изменений своей внутренней модели политического, социального и экономического устройства, пересматривая представления о них, Украина загнала себя в политический, социальный и концептуальный тупик.
Требования Европы, модели реформ, которые она предлагает, меры, которые необходимо реализовать, исходя из представлений Европы, о том, как оно должно быть, – не будут работать в украинских условиях. Потому что для этого нужно поменять все, вплоть до населения – выселить всех украинцев, так как они не годятся для реализации европейских моделей развития Украины в принципе, и заселить ее новыми «европейскими» людьми.
Жители Востока, Юга и Крыма не годятся потому, что они слишком русские. Жители Запада потому – что слишком этничны и укоренены в собственных традициях и предрассудках, давно преодоленных в Европе.
Те же самые претензии Запад всегда предъявлял и к жителям России – слишком русские, слишком этничны и традиционны, слишком архаичны и укоренены. Об этом часто и до сих пор говорят как западные политики, так и их пятая колонна в России, – что народ у нас неправильный и никогда не сможет построить западное благополучное общество по европейскому образцу.
Все то же самое, только в уменьшенном формате, мы сегодня наблюдаем на Украине.
Изменение избирательного законодательства, технологических регламентов, производственных моделей, экономических условий, подгонка под западные стандарты – все усугубит ситуацию в стране в материальном плане. Потому что это просто другая среда, другая реальность, другие люди, другой менталитет и иные представления обо всем.
Все это на Украине совершенно не будет работать, создавая массу проблем и дополнительную головную боль правительству и руководству Украины, каким бы оно ни было. Все эти опрометчивые шаги в сторону Европы придется мучительно исправлять следующим поколениям. Но понять это можно либо аналитически, что сложно, либо на собственной шкуре. Что проще.
Люди верят в то, во что хотят верить. И если население Западной Украины представляет европейский выбор как богатую комфортную жизнь на деньги вахлаков европейцев, то именно к такой мечте они и будут стремиться, ломая Украину через колено европейского выбора. А если нет – то не достанься же ты никому: Майдан, кровь и хаос…
Во-первых, угодить Америке
После скандала с прослушкой переговоров Виктории Нуланд и посла США на Украине, где Арсений Яценюк был назван наиболее желательным кандидатом на роль главы украинского государства, на какой-то момент показалось, что игра окончена.
Ставки сделаны, американцы определились со своим ставленником, приняли решение, а значит решили и проблему Януковича, договорившись с ним об отступных, гарантиях и процедуре передачи власти. Следуя за этими догадками, оппозиция даже пошла на уступки власти и выполнила свою часть соглашений – освободила захваченные чуть ранее министерства и здания областных администраций.
В самом деле, зачем бессмысленно удерживать государственные объекты, если ситуация перешла в стадию раздела портфелей. Тут как раз напротив необходимо всячески демонстрировать свою договороспособность прежде всего перед американскими стратегами и теми представителями американского государства, которые непосредственно управляют процессами на Украине.
Из телефонных переговоров помощника госсекретаря США Нуланд и посла США Джеффри Пайета стало понятно, что американцы, несмотря на свою заинтересованность в смене власти на Украине, все равно придерживаются цивилизованного формата установления договоренностей с теми политиками, которых они считают предсказуемыми и корректными. Именно умеренных представителей оппозиции американцы видят в качестве своих представителей в грядущем марионеточном политическом режиме.
То, что Виктория Нуланд назвала Яценюка единственным возможным кандидатом на пост президента Украины, представляющим интересы американского государства, свидетельствует о том, что крайние формы политической реализации – такие, что демонстрирует Тягнибок, или те крайние форматы заявлений, которые допускает Кличко, – для американцев неприятны по «эстетическим соображениям». А также по той причине, что они все же видят какие-то пределы дозволенного для устанавливаемой ими демократии, берега допустимого для тех режимов, которые они ставят на те или иные государства. В таком случае всегда начинает работать схема, согласно которой фаза крайней нестабильности, используемая США для смещения действующего режима, сменяется поэтапной стабилизацией ситуации.
То, что допустимо на улицах, вплоть до свержения Януковича, будет совершенно недопустимо в следующей фазе «управляемой демократии». Ведь американцам предстоит реализовывать на Украине свои экономические, социальные и политические модели. И вполне понятно, почему в этой ситуации они не пожелают иметь дело ни с «Правым сектором*», ни с «Тризубом» и «Свободой», ни с радикальными националистами в целом.
Тот же Тягнибок при установлении режима внешнего американского управления Украиной окажется просто не у дел и будет таким же маргиналом, каким он был и при Януковиче.
Он – «расходный материал» американской сетевой войны, и американские технологи не видят его в дальнейшем в политической системе украинского государства, не говоря уже о таких фигурах, как лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош, который в спокойной ситуации внешнего управления сразу же окажется просто за решеткой.
Американцы – серьезные люди, и таких явлений, как крайний национализм, на полностью подконтрольных им территориях не допускают.
Именно по этой причине радикальным националистам в какой-то момент так нужно было продемонстрировать, что, несмотря на ужасный внешний вид и крайние формы проявления нетерпимости к «москалям», «жидам» и прочим «неукраинцам», они договороспособны, корректны и могут выполнять взятые на себя обязательства.
Тем самым они пытались убедить американскую сторону в том, что их тоже надо включить в происходящие процессы, что их стоит рассматривать всерьез и учитывать при распределении портфелей в грядущем марионеточном проамериканском правительстве Украины. Освобождая здания государственных учреждений, они рассчитывали именно на такое признание со стороны Вашингтона.
Но тут в столь благостный, на первый взгляд, сценарий, были внесены, как всегда, нежданные коррективы. Янукович вдруг заупрямился и не захотел возвращаться к конституции 2004 года. Да и американские кураторы, невольно «проговорившись», дали радикалам предельно ясно понять, что не собираются учитывать их интересы, так как понимают, что они рано или поздно включатся в борьбу уже с новым проамериканским режимом, установленном Нуланд и Пайетом. А значит на следующем этапе будут точно так же героически с ним бороться, как сегодня борются с Януковичем.
Такое не раз бывало в украинской истории, когда бандеровцы и так называемые украинские националисты оказывали сопротивление и красным, и белым, а чуть позже и советским войскам, и даже нацистам, о чем американцам прекрасно известно. В этот-то момент и выяснилось ко всему прочему, что приятные американскому глазу лидеры оппозиции вовсе и не контролируют ни Майдан, ни улицу в целом. И полетели новые порции коктейлей Молотова в беззащитный «Беркут», вмиг дав старт новой, еще более жестокой фазе эскалации конфликта.
Янукович: иерархия приоритетов
Здесь невольно возникает вопрос: а на что, собственно, надеялся сам Янукович? Безусловно, цепляясь за власть, своими действиями он все же давал понять, что власть ему нужна не любой ценой, что у него есть приоритеты высшего уровня, есть приоритеты просто важные, а есть – не очень.
И если исходить из иерархии приоритетов Януковича, то, конечно же, в первую очередь его беспокоит личная безопасность. Если что-то вдруг будет реально ей угрожать, он, безусловно, бросит все, и, вслед за Его Светлостью Ясновельможным Паном Гетманом Всея Украины Павлом Петровичем Скоропадским, яростно бросится спасать себя, что в итоге и произошло.
В этом смысле никакая такая украинская государственность не является для Януковича высшим приоритетом. По крайней мере, ради нее он не будет жертвовать собой. Надо сказать больше, ради нее он не будет жертвовать даже своими активами, которые находятся на Западе и с помощью которых его шантажируют американские менеджеры, устанавливающие сегодня на Украине проамериканский режим.
Именно благодаря последнему обстоятельству Янукович так сговорчив. Особо не спорит с американской стороной и выполняет все ее требования, начав с унизительного предложения Яценюку возглавить правительство вместо Азарова, что с точки зрения сохранения собственного достоинства для любого другого политика представлялось бы совершенно недопустимым.
Но только не для Януковича. Он совершает этот самоубийственный с точки зрения имиджа жест, на который получает еще более унизительную политическую оплеуху: Яценюк отвечает ему отказом, чем окончательно «опускает» президента – и в плане рейтинга, и в плане просто уважения к нему со стороны кого бы то ни было.
Уже хотя бы из этой ситуации следует, что активы Януковича являются для него приоритетом высокого уровня, следующим сразу за приоритетом личной безопасности. Сюда же относим и те обязательства, которые он дал в свое время финансово-промышленной олигархии, владеющей сегодня основными активами Украины, – и это еще один фактор, который он учитывает сразу же за своими собственными экономическими интересами.
А судьба Украины, ее целостность, стабильность? То приоритеты более низкого порядка, которые можно сдавать поэтапно, что Янукович и сделал, позорно бежав и оставив Киев вместе с его населением и беззащитным «Беркутом» на разграбление бандеровских оккупантов.
В этой связи любые его уступки в отношении оппозиции нужно рассматривать именно сквозь призму иерархии приоритетов. И если что-то угрожает безопасности Януковича, его активам или интересам тех, перед кем у него есть обязательства, – ради сохранения контроля над этими параметрами он пойдет на любые уступки, не задумываясь о том, вредит ли это украинской государственности, движет ли это Украину в сторону распада. Или… может, пронесет, как-нибудь все само образуется.
И уже совсем в пятую или даже шестую очередь Януковича интересуют обязательства перед Россией, а также то, что думает о нем российское политическое руководство. Он-то как никто другой понимает механизм функционирования российских элит, осознает корреляцию мотиваций. Ему как модератору внутриукраинских коррупционных процессов конвертации сталинского индустриального наследия в личный финансовый капитал совершенно понятна логика действия российских элит. Все эти годы он как бы примеряет ее на себя.
Так что, исходя из всего вышеназванного, и стоит рассматривать череду уступок Януковича в отношении оппозиции: сдать Азарова – не вопрос, вернуться к конституции 2004 года – пожалуйста, вот только не просите «убитьсебяапстену». Лучше спалить к чертям центр Киева и отдать на растерзание бандеровских карателей русское население Юго-востока.
Учитывая, что, по большому счету, судьба Украины интересует его в куда меньшей степени, нежели личная судьба или даже судьба своих активов, можно спалить и всю Украину. Отдать Запад, бежать на Восток.
Примут ли его там – большой вопрос, учитывая то, что сам он не будет менять сложившуюся систему приоритетов, поскольку сам как личность уже вряд ли изменится.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ