Мнения

Геннадий Литвинцев
историк, член Международной гильдии писателей

«Спасти рядового зрителя»

26 февраля 2013, 12:39

Фото: kultura-vrn.ru

«Операция «Арго» – политический триллер о спасении американских заложников в Иране с Беном Аффлеком в главной роли – получила главную премию американской Академии киноискусств «Оскар».

В Иране, конечно, поступают иначе. Здесь в качестве ответа на «Операцию «Арго» решено снять свой фильм о тех же событиях

Результат предсказуемый: триумф картине Аффлека пророчили с самого ее появления на экранах. Режиссерские приемы в ней трафаретны, запоминающихся актерских работ нет, но драматургия довольно напряженная: в охваченном Исламской революцией 1979 года Тегеране группа студентов захватила американское посольство, взяв в заложники его сотрудников. Шестерым из них удалось избежать плена и укрыться в доме канадского посла. Главный герой фильма режиссер Тони Мендес планирует и осуществляет секретную операцию по переправке беглецов на родину, замаскированную под поездку съемочной группы. Картина развивается по всем законам жанра и заканчивается спасением американских граждан.

Появление фильма, посвященного событиям, стоявшим у начала нынешнего ирано-американского противостояния, нельзя назвать случайным или непреднамеренным. Тем более что рекламируется и раскручивается он по всему свету с удивительной даже для американских мастеров шоу-бизнеса напористостью и агрессивностью. Складывается впечатление, что американцы хотят выиграть у Ирана войну хотя бы на экране. Сразу же после выхода лента получила главный приз Гильдии киноактеров США за лучший актерский состав и главный приз Гильдии продюсеров Америки. В прессе США, как, между прочим, и в России, – одни похвальные отклики. Такое единодушие вполне может указывать на срежиссированную и оплаченную промокампанию. В многочисленных интервью режиссер Аффлек уверяет, что стремился уйти от привычного его соотечественникам американоцентричного видения мира. Видение это простое до примитива: мир разделен на «хороших парней» (американцев) и «плохих парней» (их противников). «Хорошие парни» всегда должны побеждать «плохих». Когда решительно побеждают, выходит боевик. Если не получается победить – оптимистическая трагедия. Оптимистическая – потому что неизбежно победят в следующий раз. Уйти от этой схемы американским сценаристам и постановщикам редко когда удавалось. Не получилось и у Аффлека. Все иранцы в его творении – примитивные кровожадные фанатики, практически орки из «Планеты обезьян», а противостоят им симпатичные интеллектуалы с американскими паспортами. Успех сверхрискованной операции решает героизм скромного агента Госдепа, выполнявшего свой патриотический долг.

Разумеется, американские тинейджеры и домохозяйки встретят картину с восторгом – ведь «хорошие парни» кого надо победили и кого надо спасли. Иран же – всего лишь декорация к очередной пропагандистской патриотической инсценировке. Рядовым зрителям не дано знать, что операция по вызволению своих сограждан из охваченного революцией Ирана самими американскими спецслужбами воспринимается не триумфальной, а одной из постыдных страниц. Ведь вызволили всего лишь шестерых укрывшихся в канадском посольстве, остальные же 50 с лишним сотрудников американского посольства оставались в заложниках больше года. Не случайно о генеральной операции «Коготь», закончившейся полным провалом спецслужб США, в фильме не сказано ни слова.

#{image=701238}Авторы фильма преподносят захват американских граждан в Тегеране как акт «режима аятолл», возлагают вину за него на весь иранский народ. Однако надо знать, что случилось это на самом пике политической борьбы, в условиях сложившегося на тот момент двоевластия между Революционным советом и правительством М. Базаргана. Главными фигурантами стали фактически неподконтрольные правительству члены студенческих революционных комитетов, лидеры которых, как это часто бывает в революционных движениях, действовали самостоятельно и авантюрно. К тому же американское посольство пользовалось в стране репутацией «шпионского гнезда», что и подтвердили последующие многотомные публикации извлеченных оттуда документов. Тем не менее никакого насилия в отношении американских граждан допущено не было, и, по их собственным заверениям, в плену они чувствовали себя вполне комфортно. Кстати, в Иране был организован закрытый показ «Операции «Арго» в Университете Шариф с последующим его обсуждением. Специально приглашенные для этого участники изображенных событий говорили, что захват посольства вовсе не был народным или организованным сверху мероприятием, как это показано в фильме. Студенты пяти столичных университетов числом около 300 человек организовали шествие с целью пикетировать посольство США. Никто из них не был вооружен и не проявлял агрессии к американцам. Их целью было донести свое послание миру, для чего они не нашли иного способа, как захватить посольство. Неожиданно для всех имам Хомейни выразил поддержку  действиям студентов, и отступать стало некуда. При этом Хомейни распорядился, чтобы были отпущены на родину члены семей дипломатов, женщины и афроамериканцы, что также не отражено в фильме.

Похоже, что фильм создавался перед президентскими выборами в США по заказу Демократической партии, пожелавшей использовать актуальную для американцев иранскую тему для наглядной демонстрации избирателям преимуществ своей политики. Как известно, республиканцы придерживаются агрессивно-наступательной позиции по отношению к Тегерану и готовы поддержать израильские планы нанесения ударов по Ирану. Демократы же не торопятся с военным решением «иранского вопроса», а делают упор на усиление экономических санкций и использование доктрины «мягкой силы» и новых политических технологий, апробированных в ходе «арабской весны». Скорее всего, по этой причине фильм Аффлека все-таки слегка отличается от прежних чисто конфронтационных киноподелок. Он показывает образ революционного Ирана более приближенным к действительности. Примечательно, что в начале фильма звучит даже признание причастности США к военному перевороту 1953 года, сместившему национального лидера Мохаммеда Мосаддыка, и критика деспотии шаха, бывшего главным союзником США на Ближнем Востоке, и даже признание народного характера Исламской революции. В уста одного из персонажей фильма вложены слова, что «американские спецслужбы помогали шаху пытать свой народ». При этом герой фильма не кадровый агент ЦРУ, а сотрудник отдела Госдепа, способный вести диалог с иранскими Стражами Исламской революции. В общем, демократы в очередной раз решили сыграть перед избирателями на контрасте с агрессивной политической риторикой республиканцев.

Как бы то ни было, у американцев следует поучиться мастерству пропаганды, эффектного использования в политических имперских целях искусства кинематографии. С такой точки зрения фильм «Операция «Арго» – вполне успешная операция по внедрению в сознание людей всех стран и континентов американских ценностей. Естественно желание американских идеологов и продюсеров показать ленту как можно большему числу зрителей по всему миру. Вопрос в другом: а надо ли поощрять пропагандистские акции американского Госдепа на своих киноэкранах? Служит ли это национальным интересам других народов? В нашей стране на эти вопросы отвечают положительно. Фильм Аффлека шествует по кинотеатрам России. Чему удивляться, когда киносеть у нас на 80–90% заполнена продукцией Голливуда. Возражения против такой политики кинодельцов, попытки хоть немного разнообразить репертуар не получают поддержки властей. Что ж, кто платит – того и музыка. А под нее взрастает у нас поколение патриотов... США. Ведь у нас до сих пор и в кинотеатрах, и по телевидению крутят агитки Голливуда, в которых русские, все как один уроды и кровожадные монстры, вероломно нападают на милых симпатичных американских парней.

Русские в этих киноподелках совершают всевозможные преступления и зверства, но американцы героически, хотя и без особого труда, их укладывают штабелями.

В Иране, конечно, поступают иначе. Здесь в качестве ответа на «Операцию «Арго» решено снять свой фильм о тех же событиях, только более достоверный по фактам, а главное – с национальными героями. Продюсер иранского фильма Сулиманьян сообщил, что сценарий уже написан и он ожидает финансирования для начала съемок.

В сюжете рассказывается история с 20 заложниками, которых иранские повстанцы без всяких условий передали американскому посольству в начале Исламской революции. Интересно, будет ли этот иранский фильм иметь шанс на показ его в США? А пока иранские власти спасают молодежь своей страны, «рядового Фархада», от напористой американской пропаганды.

Вам может быть интересно

Марочко: В ДНР за Резниковку начались бои, Димитров зачищают
Темы дня

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Россия избавится от «заборостроительных» университетов

«Освобождение от самых халтурных вузов». Такими словами эксперты описывают смысл новой системы оценки высшего образования, подготовленной в России. О чем именно идет речь и почему данная реформа имеет значение не только для учебных заведений, но и для всей экономики страны?

СМИ: В паспортах рожденных в России эстонцев стали указывать Эстонию

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Время русской силы. Как страна черпает мощь в своих истоках

Новости

Росстат сообщил о росте реальных зарплат в стране

Средний уровень начисленных зарплат в России по данным Росстата достиг почти 100 тыс. рублей в октябре, что на 6,1% превышает показатель прошлого года.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Роспотребнадзор выдал предписание об изъятии напитка Aloe Vera из продажи

Реализация партии напитка Aloe Vera приостановлена после проверки, выявившей возможную опасность для потребителей продукции с датой изготовления 11 августа 2025 года.

В России начались переговоры по созданию исламского банка

В России обсуждается открытие первого исламского банка, потенциал которого может достичь не менее 1 трлн рублей.

Москвичи рассказали о самых неудачных подарках на Новый год

Гели для душа, фотоальбомы и невкусные шоколадки: москвичи рассказали газете ВЗГЛЯД, какие самые неудачные подарки на Новый год они получали и как с этим бороться.

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену

Бывший работник МИД России Арсений Коновалов получил срок за передачу секретной информации разведке США во время зарубежной командировки.

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

Эксперт: Российская оборонка посрамила все негативные прогнозы на Западе

Работа российского оборонно-промышленного комплекса заслуживает самой высокой оценки, наши инженеры за годы СВО посрамили все негативные прогнозы на Западе, сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. В пятницу Владимир Путин провел совещание по обсуждению параметров проекта государственной программы вооружения на 2027-2036 годы.

Рябков заявил о последнем рывке для урегулирования ситуации на Украине

Замглавы МИД РФ Сергей Рябков сообщил о существенном прогрессе в переговорах Москвы и Вашингтона по вопросу урегулирования конфликта на Украине.

ОАК в 2025 году выпустила рекордный объем боевой авиации

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) завершила год рекордным объемом выпуска боевых самолетов, сообщил гендиректор ОАК Вадим Бадеха.

В Госдуме исключили введение штрафов за использование VPN-сервисов

Российские власти не рассматривают введение штрафов за использование VPN-сервисов, заявил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин («Единая Россия»).

Путин в Совбезе обсудил развитие ИИ для обороны страны

На совещании Совбеза президент России Владимир Путин поднял вопрос развития искусственного интеллекта (ИИ) для нужд обороны и безопасности.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов