Так исторически сложилось, что механизмы налогообложения используются не только в чисто фискальных и регулятивных целях, но достаточно часто иллюстрируют присущие конкретному временному промежутку экономические и политические особенности и специфику.
Нет ни профсоюзов, ни жалоб, ни страховых взносов
В связи с этим некоторые из них носят глубокий и проработанный характер и впоследствии встраиваются в действующую налоговую систему, а некоторые обречены так и остаться инициативами-однодневками. Что, однако, не снижает общего интереса к ним.
В связи с этим хотел бы остановиться на некоторых новеллах в сфере налогообложения, появившихся и озвученных в самое последнее время.
Первая из них принадлежит мэру Москвы Сергею Собянину и связана с темой миграции. Ни для кого сегодня не является секретом, что использовать труд нелегальных мигрантов выгодно в первую очередь работодателям. Один наемный работник-россиянин обходится им более чем в два раза дороже, чем приезжий.
К тому же иностранцы в подавляющем большинстве не притязательны, юридически менее грамотны, готовы работать более продолжительный рабочий день за меньшую (порой в разы) заработную плату.
При этом труд наемных мигрантов в подавляющем большинстве случаев никем не контролируется, не соблюдается ни трудовое, ни налоговое, ни пенсионное законодательство.
Нет ни профсоюзов, ни жалоб, ни страховых взносов. В связи с этим столичным градоначальником было предложено для граждан, приезжающих с целью иметь рабочее место в Россию, предусмотреть специальные налоги, которые минимизировали бы разницу содержания между российскими гражданами и иностранными для работодателя.
Второе предложение касается стимулирования использования наименований на русском языке для производителей товаров. Автор идеи депутат ГД Евгений Федоров предлагает обязать производителей товаров с иностранными названиями платить дополнительные сборы в казну.
Это связано с тем, что отечественные бизнесмены практически во всех сферах, начиная от наименований продуктов питания и заканчивая названиями крупных IT-компаний и производителей одежды, используют привлекательные для клиента иностранные названия.
Корни такой ситуации лежат в советском прошлом, когда потребителей привлекало все иностранное, то есть «фирменное». Понятно, что отечественное было дешевле и добротнее, но помимо этого люди хотели выглядеть мало-мальски красиво, что отечественные производители в силу сложившихся традиций и особенностей плановой социалистической модели хозяйствования предложить потребителю не могли.
Сегодня наши фабрики стали шить не хуже иностранных, однако люди по привычке предпочитают иностранные бирки. Даже если на деле получается, что единственное, что связывает изделие с заграницей, – название на иностранном языке.
По мнению разработчика, при планируемой небольшой ставке налога или сбора в районе 1%, на фоне склонности отечественных предпринимателей к иностранным наименованиям общие поступления в бюджет могут оказаться солидными.
Представляется, что такой шаг носит символичный характер и должен продемонстрировать привилегированность отечественных производителей, использующих подходящие русские слова в наименовании своей продукции.
А там глядишь, стимулирующий эффект данной инициативы будет таким, что итальянцы и французы начнут шить, собирать, разливать и фасовать для России продукцию, давая ей исконно русские названия. Тут уж наше стремление к повышению самоидентификации может быть реализовано в полную силу.
В ряду отечественных налоговых новелл отметим также озвученную вице-премьером Аркадием Дворковичем на «круглом столе» по проблемам налогообложения в рамках международного инвестиционного форума «Сочи-2013» идею о возможности после 2015 года снизить налог на добавленную стоимость с нынешних 18% до 15%, повысив при этом налог на доходы физических лиц с действующих 13% до 15% .
По его словам, это будет сделано для того, чтобы система была сбалансированной.
Ну а пока у нас думают о том, как сбалансировать систему налогообложения, в Испании планируется ввести налог на солнечный свет. Ведь во многих испанских провинциях солнце светит практически круглый год, благодаря чему страна является одним из основных производителей солнечной энергии.
Однако оказывается, что когда мало солнца – это плохо, но и когда слишком много, тоже плохо. Получается, что мощность энергии, вырабатываемой солнечными батареями, на 60% превышает спрос. Таким образом, правительство задолжало производителям порядка 26 млрд евро. Чтобы сократить использование солнечных панелей, власти решили обложить налогом их владельцев.
При этом многочисленные пользователи солнечных панелей признают, что из-за введения налога дешевле будет покупать электричество у крупных компаний. Им есть в чем упрекнуть правительство Испании. Ведь все предшествующие годы оно продвигало идеи европейской стратегии о возобновляемой энергии, а теперь собирается брать деньги с этой инициативы.
В ответ представители фискального блока правительства утверждают, что это справедливый налог, поскольку те, кто используют энергию солнца, по-прежнему нуждаются в обычных энергосистемах, а поступившие в бюджет средства будут расходоваться на их техническое обслуживание.
Как бы то ни было, многие владельцы солнечных батарей уже начали их демонтаж, не дожидаясь вступления закона в силу, в том числе и потому, что срок их окупаемости возрастает практически в три раза.
Приведенные примеры говорят о том, что эффективной налоговой системой в идеале можно назвать стабильную систему, не зависящую от влияния внешних факторов и не стремящуюся к изменению под давлением политической и экономической конъюнктуры.