Международный терроризм как явление и разновидность транснациональной преступности появился в 60-х годах прошлого столетия в качестве формы борьбы наиболее радикальных политических группировок и экстремистских элементов с неугодными им правящими режимами, правительствами или представителями других политических и общественных взглядов.
Не остается без внимания террористов и появление принципиально новых научных разработок двойного назначения
Современное звучание термин «международный терроризм» прибрел в условиях глобализации всех мировых процессов, появления новых информационных технологий и массовой миграции населения.
Основными целями международного терроризма являются: дезорганизация государственного управления и общественного порядка, нанесение политического, экономического и морального ущерба властям и населению, дестабилизация ситуации в той или иной стране или регионе, создание общей атмосферы хаоса и страха, провоцирование вооруженных конфликтов и столкновений между группами населения на этноконфессиональной или другой почве.
При этом террористы зачастую не скрывают, что они тем самым добиваются изменения внешней и внутренней политики отдельных государств или мирового сообщества в целом.
Отличительными чертами международного терроризма на современном этапе являются: его мощная финансовая поддержка со стороны спонсоров терроризма, опора на экстремистскую идеологию, в первую очередь – на политизированный ислам радикального толка, применение в своей преступной деятельности новейших достижений науки и техники.
Характерным также становится высокий уровень конспирации и разбросанность по всему миру агентурных сетей и отдельных, не связанных между собой ячеек террористов («Аль-Каида*»), все более широкое использование организаторами терактов террористов-смертников, автомобилей, начиненных взрывчаткой, захваченных самолетов, больших групп заложников, попытки хищений и угрозы применения ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового уничтожения.
Акции международного терроризма все чаще затрагивают интересы нескольких (как минимум двух) государств, и для их пресечения либо предупреждения необходимо широкое межгосударственное сотрудничество.
Несмотря на все усилия международных организаций, великих держав, других стран и мирового сообщества в целом, сегодня с большим сожалением можно констатировать, что международный терроризм пока не только не побежден, но и продолжает наращивать масштабы своей деятельности и все шире распространяться по планете.
Вслед за беспрецедентным кровавым терактом в США 11 сентября 2001 года, который, можно сказать без преувеличения, потряс весь мир и заставил по-новому взглянуть на проблемы терроризма и безопасности, волна терактов прокатилась по многим другим странам. Ряд из них надолго погрузились в террористический хаос (Сирия, Ирак, Афганистан, Йемен, Сомали), другие – подвергаются мощным атакам международных террористов эпизодически (Индия, Пакистан, Судан, Кения, Алжир, Мали, Нигерия, Ливия, Ливан, Египет, другие).
География террористических атак с каждым годом расширяется, все чаще они отмечаются в Европе, США, странах СНГ. Общее число террористических актов и их жертв в мире неуклонно растет.
Сегодня ни одно из государств не может гарантировать своим гражданам предотвращения угрозы новых масштабных терактов и безопасного проживания. Более того, многие политики и эксперты уже спорят не о том, получат ли террористы доступ к ОМУ или к так называемым технологиям «двойного назначения», а все больше обсуждают возможные конкретные сроки наступления этого события.
Произойдет ли это через 3–5 или 10–15 лет – пока уравнение со многими неизвестными. Ускоряющийся научно-технический прогресс, появление новых видов оружия, быстрый рост на планете числа потенциально опасных для человечества объектов (АЭС, научно-исследовательские ядерные реакторы, научные центры и лаборатории) резко увеличивают вероятность захватов, хищений, незаконных приобретений средств ОМУ, диверсий на этих объектах.
Привычный всем нам термин «стратегическая стабильность», который констатировал достигнутый ракетно-ядерный паритет великих держав и гарантировал их взаимную безопасность, с нарастанием угрозы международного терроризма во многом утратил свой первоначальный смысл и стал звучать скорее как рудиментарный отголосок времен холодной войны.
События распада СССР и теракта 9/11 в США показали, что ракетно-ядерные арсеналы великих держав бессильны против внутренних потрясений и масштабных терактов. Очевидно, что лидерам мировой политики и всему мировому сообществу настало время задуматься о поиске принципиально новых подходов к проблемам международной и национальной безопасности.
Уже сейчас США, Россия, Великобритания на практике занялись повышением уровня безопасности своих ядерных арсеналов. Наряду с продолжающимся поэтапным сокращением ракетно-ядерных сил этих государств, в кругах их политиков и ученых появляется все больше сторонников так называемого ядерного нуля, т.е. полного ядерного разоружения.
Действительно, сложилась, на первый взгляд, парадоксальная ситуация: чем больше на территории той или иной страны ядерных и им подобных объектов военного назначения, тем ниже уровень безопасности этого государства и окружающих его стран, поскольку все эти объекты являются потенциальными целями террористов.
И становится уже не так важно, каким способом может быть осуществлено проникновение на такой стратегический объект или как он может быть атакован (террористы-смертники, завербованные сотрудники объекта, направленный на цель самолет или беспилотный летательный аппарат, лучевое, лазерное, кибероружие, атака в период транспортировки и т.п.).
В любом случае, последствия подобного теракта непредсказуемы, и неважно, будет ли этот объект военным или, как принято говорить, объектом мирного атома. В памяти россиян и мировой общественности еще свежи события апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС, когда несколько сотрудников атомной электростанции по халатности допустили взрыв атомного реактора.
В результате погибли десятки тысяч человек, сотни тысяч оказались пострадавшими, огромные территории Украины, России, Белоруссии на долгие годы заражены радиоактивными веществами.
К сожалению, за рамками разоруженческих процессов в области ракетно-ядерного оружия остаются Китай, Индия, Пакистан, Израиль и КНДР, которые весьма активно продолжают гонку ядерных вооружений. Они же пока не спешат присоединяться к единым стандартам безопасности ядерных объектов невоенного назначения. А именно в этих странах и регионах уровень террористической угрозы остается наиболее высоким.
А если еще учесть планы по строительству новых АЭС и научно-исследовательских ядерных реакторов в зонах традиционно высокой террористической активности (Турция, Саудовская Аравия, Египет, Иордания, Алжир, Марокко), то количество потенциальных целей международных террористов тем самым неуклонно расширяется. Не остается без внимания террористов и появление принципиально новых научных разработок двойного назначения.
Уже сейчас в лабораториях проводятся эксперименты по созданию психофизического, геофизического, климатического, генного, лучевого, волнового (СВЧ) и многих других видов оружия 21-го века.
Эти научные разработки пока не подпадают под действие конвенций об их запрещении в качестве ОМУ, и террористы могут получить к ним относительно свободный доступ еще до того, как мировое сообщество сможет оценить их разрушительную силу и возможные последствия от применения в военных целях.
Источник: Новое восточное обозрение
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ