Этот вопрос не покидает меня всё время моего автомобильного путешествия на российский юг: где все те люди, которые едят хлеб исключительно при помощи этого простого народа? Эстрада, юмористы, кинематографисты, телевизионщики – почему их нет здесь? Вы скажете, что они не хотят портить себе отпуск рядом с БЫДЛОМ, – это будет самый честный и распространённый ответ, и мне он понятен. Но позвольте: а разве не эта творческая «элита» и занимается воспитанием этого самого народа в последние 25 лет, когда государство самоустранилось от участия в интеллектуальном и духовном развитии человека в России? Ведь все они, включая театральный клубок, яростно примеряют на себя одежды культурных учителей народной массы, по сути, не лукавя, поскольку, к великому сожалению, других-то и нет, однако, будучи учителями бездарными, в ужасе бегут от плодов своего «воспитания», не желая проводить время в кругу «скота»! Это очевидно и отвратительно.
Как можно обслуживать народ, боясь его, сторонясь, презирая и не желая с ним общаться
Но даже если подойти к вопросу чисто профессионально, то вот ведь что странно: где человеку искусства (в той или иной степени качества) брать материал для творчества (халтуры), если он работает для народа, но с народом не общается? Я не могу себе представить хорошего футбольного эксперта, который лично не был бы знаком с тренерами и футболистами, и я не понимаю, как можно ОБСЛУЖИВАТЬ народ, боясь его, сторонясь, презирая и не желая с ним общаться, чтобы понимать задачи собственного ремесла! Как снимать для народа фильмы, писать песни и «шутки», если ты не в курсе народной жизни, а лишь существуешь воспоминаниями о том времени, когда сам был частью общей массы? Ведь именно поэтому наше «искусство» настолько вторично во всех своих проявлениях – оно живёт в лучшем случае ностальгией авторов по своему прошлому, которое завершилось десятки лет назад.
Мне представляется, что жить и творить вне народа способен лишь писатель-фантаст, которого кормит воображение, а все остальные исследователи человека просто обязаны общаться с народом, чья жизнь и даёт богатые истории, на основе которых и следует создавать произведения. А когда наша сценаристская братия фантазирует, выдумывая ситуации и вымучивая диалоги, изображая народ, хочется блевать – и таких фильмов у нас 95%. Потому что СОЧИНЯЮТ о народе, не зная и не уважая его абсолютно.
Я понимаю, что раскрученная по телеку морда вызывает ажиотаж – человек публичный чувствует себя обезьяной, с которой бесплатно хотят сфотографироваться «на память». Это может утомить слегка. Но, с другой стороны, ты же и получаешь заряд энергии от людей – и это не только банальные комплименты, но и вполне внятные критические замечания, которые помогают тебе же в твой работе. Наконец, практически с каждым человеком можно 10 минут поговорить о его жизни – и буквально напитаться новыми чувствами и пониманием проблем, и эти новые знания дадут тебе новый хлеб. Ведь суть публичного человека – это общение, а наши «звёзды» паразитируют лишь на коммерческой имитации оного.
Да, я был вначале шокирован той эстетикой, которая сложилась на наших курортах, но только потому, что моё детство было бедным и мои родители меня на море ни разу не отвезли. Но уже через пару часов я стал привыкать, а через несколько дней мне стала нравиться эта жизнь со всеми объективными минусами. Конечно, я не стал ходить топлес по городу и не купил домой местного кошмарного винища, которым заливают глотки желающие поскорее отвалить в адский мир ядовитых грёз, но мне было искренне интересно наблюдать за окружающим меня народом, которого я не увижу из студии! И к народу этому, приехавшему потратить свои деньги в своей же стране, я отношусь с уважением – как бы ни вели себя отдельные упыри. Большинство – нормальные люди, приглядитесь!
Я не стану выдвигать лозунгов типа «Артист должен отдыхать с народом в России!» – от них попахивает круизами начала 90-х, когда на пароход собиралась команда людей искусства и под них продавались билеты для публики. Но заострить проблему необходимо: ненормально, что обслуга народа (а только так можно называть работников культурной сферы) не желает знать народную жизнь и, зарабатывая на народе бабки, избегает её. Артист, не уважающий и не изучающий свой народ, подобен повару, которому противно есть приготовленное им же блюдо.
Взгляните на эту фотографию: разве не даёт она ощущение радости, чувство парения над реальностью, жажды любви и лёгкой зависти к тем, кто развёл в надвигающейся ночи тот костёр на самом берегу моря? Отказываться от такого вдохновения – это значит хоронить себя в творчестве, замещая естественное наслаждение своей родной землёй напудренной кокаином носоглоткой.
Источник: Блог Сергея Стиллавина