Как и следовало ожидать, полиция исполнила решение суда о наведении порядка на Чистых прудах. Иное было невозможно: что бы и кто бы ни говорил, узкий клочок Чистопрудного бульвара около фонтана и памятника Абаю Кунанбаеву не приспособлен для постоянного нахождения там лагеря. Это неизбежно приводило к замусориванию территории (как бы ни пытались ликвидировать его сознательные оппозиционеры), к шуму и сутолоке.
Отечественные «белорусы» от политики лишатся возможности использовать людей втемную
Возникла двойственная ситуация. Если бы решение о принудительном прекращении работы лагеря не было принято, оказалось бы, что в Москве создалась некая привилегированная группа граждан, которая может организовывать любые пикники и собрания, невзирая на городские законы и правила. Жесткий разгон данного лагеря, какой бывает в случае несанкционированных массовых акций, в свою очередь, был бы неадекватной и прямо незаконной реакцией, поскольку среди находящихся в лагере значительная часть людей просто «тусовалась», приходила посмотреть и послушать лекции, не будучи активистами оппозиции. В итоге была избрана щадящая тактика – навести порядок тогда, когда гуляющие покинули лагерь. Так, мне кажется, можно объяснить произошедшее утром в среду.
Внесистемная антипутинская оппозиция, очевидно, взяла на вооружение «белорусскую» тактику – проводить политические акции под видом и в формате «невинных» мероприятий вроде народных гуляний или пикников. Такой формат ставит полицию и уполномоченные государственные органы в сложное положение. С одной стороны, они имеют дело с очевидной несанкционированной акцией, и все это понимают. С другой стороны – акции максимально замаскированы и к ним сложно формально «придраться».
Но если белорусская оппозиция была напориста и агрессивна, и «хлопавшие в ладоши» на белорусских площадях были настоящими оппозиционерами, то российская оппозиция изобрела настоящее ноу-хау: организовывать массовку из используемых втемную горожан и провозглашать её оппозиционной акцией. Спозиционировав лагерь «ОккупайАбай» как новый московский «Гайд-парк», оппозиционеры привлекли туда студенческую молодежь и свободомыслящих профессоров. При этом в «ОккупайАбае» не прекращалась оппозиционная и антипутинская политическая агитация. Другая агитация там, мягко говоря, не приветствовалась. Даже оппозиционеры-националисты на определенном этапе были «подвинуты». То же и с пресловутой контрольной прогулкой, которая вне всякого сомнения была протестной политической акцией. И нынешнее перемещение оппозиции с Чистых прудов на Баррикадную, вероятно, не последняя остановка политических прогулок.
Конечно, встает вопрос о модераторе такой площадки, о договоренностях по правилам поведения на ней и о многом другом. Но это предмет вполне технически реализуемых и потенциально результативных переговоров. Что далеко ходить: как ни относиться к ЖЖ-сообществу «ru_politics» и к качеству размещаемых там материалов (предвижу смех читателя), несмотря на то, что в нем могут размещать свои сочинения самые разные авторы, в сообществе сложились весьма устойчивые правила, формальные и неформальные, которые соблюдаются всеми. Абсолютно уверен, что к подобному формату можно прийти и в «офлайновом» «Гайд-парке».
Если такой формат будет реализован, отечественные «белорусы» от политики лишатся возможности использовать людей втемную. А рассерженные и не очень горожане получат наконец достойное место для самовыражения.
Специально для газеты ВЗГЛЯД