В субботу исполнилось 150 лет со дня рождения одного из самых известных, самых любимых и самых ненавидимых государственных деятелей России Петра Столыпина. Мне как патриоту России, биржевику и рыночнику его фигура всегда была очень близка, т.к. сочетала два начала – авторитарное в политике и либеральное в экономике.
До 1917 года российский интеллигент сидел и ждал, а после 1917 года ждал и сидел
Если бы не его трагическая смерть, история России могла бы сложиться по-другому. Столыпин спас трон от революции, запустил процесс модернизации экономики. И если бы у России было двадцать лет покоя, невидимая рука рынка сделала бы из нее наиболее успешную мировую державу. Как известно, слабый царь отплатил Столыпину неблагодарностью, чувствуя себя очень неуютно рядом со столь мощной фигурой. Конечно, последний российский император мог бы просто передать фактическую власть Столыпину, воспользовавшись британской формулой – «царствовать, но не править». Однако для этого надо было иметь мужество признать свои слабость и никчемность. Есть и еще один момент: коррупция у царских чиновников была не меньшей, чем сейчас. А Столыпин был принципиально честным. Вряд ли это могло понравиться царскому окружению.
В итоге огромный потенциал молодой и честолюбивой страны был уничтожен в гражданской войне и загублен в лагерях. Столыпин был умным человеком и, конечно, прекрасно видел разницу между последним российским императором и его великими дедом и отцом. Но он до конца выполнил свой долг перед Белой Россией, став первым и самым достойным в списке, в который потом вошли Колчак, Деникин, барон Унгерн и много других достойных людей уходящей Империи. Историю переписать невозможно, и единственное, что мы можем сделать сейчас, – это помянуть всех из этого длинного списка в храме. Для нас, живущих в двадцать первом веке, фигура Столыпина – это, прежде всего, напоминание о несбывшейся русской мечте, которую убили наши геополитические конкуренты и бездарность последнего царя. Предвижу много нелестных слов со стороны современных монархистов. Но с моей точки зрения человек, который не смог защитить не только свою Империю, но и собственную семью, не достоин ничего, кроме презрения. Лузер – он и на троне лузер. И лучше дружить с реальностью, чем ее игнорировать.
Несколько лет назад на одном из федеральных телевизионных каналов был реализован громкий медиапроект «Имя Россия», направленный на создание рейтинга исторических фигур путём голосования пользователей во Всемирной паутине, телезрителей и радиослушателей. Этакий аналог английского 100 величайших британцев. По итогам голосования жюри было решено поделить первое место между Александром Невским и Александром Пушкиным, на втором месте оказался Суворов, Столыпин – на третьем. Победителем по итогам народного голосования стал Александр Невский, Петр Столыпин занял вторую позицию.
К фигуре Столыпина неоднократно публично обращался и Владимир Путин. Так сказать, кому великие потрясения, кому – великая Россия. Проводя аналогичную политическую линию, действующий российский премьер оказался более везучим, чем его великий предшественник. Однако игра еще не закончена и ситуация очень напоминает то, что было в России 100 лет назад. Россия на очень хорошем ходу, но слишком много желающих пустить наш поезд под откос. В феврале 1917 года желание максимальной демократии и острой политической конкуренции привело к краху российской государственности, чем воспользовались большевики, которые быстро объяснили, что такое настоящие революция и свобода. До 1917 года российский интеллигент сидел и ждал, а после 1917 года ждал и сидел.
Экономика у меня не вызывает серьезного беспокойства. В период мирового кризиса мы растем неплохими темпами, проводя ее эволюционную модернизацию. Россия все больше завязывается на быстрорастущие рынки Азии, отдаляясь от дряхлеющей Европы. Грамотная внешняя политика и наличие ядерного потенциала делают практически невозможным участие России в глобальном вооруженном конфликте. Но Россию можно взорвать изнутри. Так уже получилось дважды – в 1917 и в 1991-м. Это не так сложно, достаточно лишь на несколько дней создать ситуацию хаоса и безвластия в столице.
Революция стала очень модным трендом последних месяцев. Мы также хорошо помним, как Петр Столыпин поступал с революционерами. А современные революционеры это, видимо, забыли или никогда не знали. Они вообще всегда мало интересовались историей своей страны. И хочется надеяться, что в случае обострения ситуации, в случае если болезнь не пройдет сама собой, действующая российская власть воспользуется опытом своего великого предшественника. В противном случае она окажется не только беззащитной перед своими политическими противниками, но и потеряет уважение своих сторонников, которых, как показали недавние выборы в России, абсолютное большинство.
Специально для газеты ВЗГЛЯД