На прошлой неделе я опубликовал ироническую заметку об успехах Навального, и на меня сразу стали шикать. Причем шикают как-то очень религиозно. Словно бы им всем привиделся в небе такой Христос, который сразу исчезнет после первой же лекции по голографии.
Успокойтесь, граждане. Крепкая, качественная голограмма не померкнет от того, что я дорисую ей ноги. Сейчас я подробно опишу, почему скептически отношусь к этому проекту. А вернее, к видимым проявлениям его, поскольку других проявлений я пока не заметил, а по природе я нерелигиозен. Потому и дорисовываю именно ноги, а не благостное сияние.
Астрономика
Я решил пойти дальше и изложить собственное следствие Принципа Питера в отношении блогосферы
В конце 60-х годов канадский психолог Лоуренс Питер выдвинул парадоксальный и даже издевательский принцип, который звучит так:
«Каждый сотрудник иерархической организации поднимается по карьерной лестнице до максимального уровня своей некомпетентности».
В прошлом году группа математиков из университета Катании (Италия) получила Гнобелевскую премию за доказательство этого принципа. Правда, с определенными условиями: он работает в организациях, где продвигают по службе «лучших» сотрудников, но при этом механизм определения «лучших» на каждом уровне не зависит от успехов предыдущего уровня (что естественно для многих организаций, где на каждой ступеньке карьерной лестницы сотрудники обычно решают очень разные задачи). Оказывается, что в таких условиях принцип Питера просто неизбежен – и более того, общая эффективность работы организации снижается при таком подходе.
У Лоуренса Питера с его парадоксальным принципом есть известные предшественники (капитан Эдвард Мёрфи, считающийся автором «Законов Мерфи»), есть известные критики (Сирил Паркинсон, автор более скучных «Законов Паркинсона») – и еще множество последователей, придумавших множество следствий Принципа. Мне, например, всегда нравилось такое следствие: «С пола упасть невозможно».
Однако я решил пойти дальше и изложить собственное следствие Принципа Питера в отношении блогосферы. Оно звучит пугающе лаконично:
«Каждый блогер-тысячник стремится к максимальному уровню своей некомпетентности».
Как видите, здесь нет никакой иерархической организации, никаких ступенек. Но это не значит, что популярный блогер никуда не движется. Наоборот, в свободной среде блогосферы он движется к некомпетентности гораздо быстрее, чем человек в организации. Рост блогера-тысячника напоминает естественные процессы с мощной положительной обратной связью. Примерно как рождение звезд.
Сначала в разреженном газе скучных личных заметок возникает эдакое нелинейное общественно-интересное завихрение, которое притягивает к себе внимание других блогеров. Их ссылки приводят новых читателей и комментаторов, количество контента увеличивается. Температура и давление внутри блогера тоже увеличиваются, его мысленный водород начинает превращаться в текстовый гелий, с выделением новых порций энергии в окружающее пространство. Это свечение притягивает еще более широкий круг блогеров.
Аналогию можно было бы довести до взрыва Сверхновой, с образованием то ли белого карлика, то ли черной дыры. Но в Рунете звездоблогеры почти никогда не доходят до такого состояния (дарю студентам тему для диссера: «Тема Лебедев как черная дыра блогосферы»). В большинстве же случаев звездочка срывается с небосклона раньше, потому что включаются дополнительные сильные взаимодействия. Некоторые организации замечают свежеиспеченный атомный реактор и пытаются прикрутить к нему свою трубу, чтобы использовать звездную энергию в корыстных целях. С другой стороны, и сам блогер задумывается: «Зачем это я синтезирую бесплатный гелий, если мог бы сразу синтезировать маленькие зеленые бумажки?»
На этом этапе обычно и происходит мощный трансцендентный скачок к некомпетентности. Хотя многие блогеры приходят к этому раньше, и возможно, даже бессознательно нащупывают свой Принцип Питера: популярность связана с горячими темами, а не с теми, в которых ты компетентен.
Пару лет назад я с интересом заходил в блог ЖЖ-юзера drugoi. Он там просто собирал любопытные фотки, текстов не было вообще. Потом стали появляться репортажи в духе «меня пригласили...». Один из таких репортажей особенно удивил: это был какой-то прием в Кремле. Фотки были ужасные. Люди-манекены и какие-то расплывчатые тарелки. Нет, я не говорю, что в кремлевской тарелке обязательно должен быть червяк, как у того губернатора. Но тут вроде известный блогер, столько лет разгребал фотки. Зачем этот музей восковых фигур? У меня закралось подозрение, что самый популярный фотоблогер просто не умеет фотографировать.
А теперь Навальный, назначив юзера drugoi контролером своего проекта, как бы пытается меня убедить, что модный фотоблогер, ко всем прочему, еще умеет считать и разбирается в зарплатах юристов. Возможно, да. Но поверить трудно. Тем более что другой контролер Навального, с ником fritzmorgen, уже продемонстрировал многим свой высокий уровень некомпетентности.
Пилономика
У меня есть подозрение, что маленькая заметка «Ведомостей» или «МК» производит гораздо больше влияния на ФАС или прокуратуру, чем тысячи блоговых перепостов
Еще более показателен перескок самого блогера Навального на новую горячую тему. Он ведь стал известен совсем в другой сфере – как «пассионарный миноритарий». Хотел заработать на акциях крупных российских компаний, но денег не пришло. Стал разбираться, почему. Будучи акционером, по закону стал выбивать доступ к информации.
В общем, логичная история популярности самоорганизованного эксперта в новом поле. Русская биржа – это вообще такой клинический киберпанк, давно ждущий своих Фрейдов. С одной стороны наступают роботы-терминаторы. С другой стороны, в России еще долго будут работать человеческие схемы. Мне, например, такую схему рассказывали. Правительство регулярно собирает руководителей федеральных СМИ на своеобразные «планерки», где им рассказывают планы властей на следующую неделю. Ну, чтобы СМИ подготовились к правильному освещению всего этого. А после такой планерки руководители СМИ идут... на биржу. Ведь они уже знают, какую нефтяную компанию будет ругать премьер и какую «Ладу Калину» он будет хвалить на будущей неделе. Они заранее знают, на кого ставить.
Наверняка Навальный мог бы таких историй накопать еще вагон с тележкой, усугубляя свою компетентность в нелегком деле акционирования по-русски. Однако вместо этого он решил «стать лицом» другой борьбы – с распилами госзаказов. Именно «лицом», потому что процесс активно шел и без него.
Первым инициатором, как ни странно, стало само правительство, которое потребовало публиковать госзаказы в открытом виде. Нет, я не собираюсь нахваливать нашу власть. Ежу понятно, что вся эта история с открытыми тендерами – капля в море распилов. Никто по-прежнему не афиширует, как финансируется движение «Наши», на что тратятся миллиарды в Минобороны, и так далее. Тем не менее гражданам дали поиграть в народный контроль некоторого количества бюджетных трат.
Однако даже эту игру в открытость не каждый гражданин осилит. Неслучайно историю про обман поисковиков заменой русских букв на латинские вытащил Иван Бегтин, который много лет занимается технологиями машинной обработки госданных. Надо быть экспертом, чтобы выловить такой трюк.
Другой вариант – когда жульнические тендеры разоблачают проигравшие участники этих тендеров. Именно от них мы узнаем об удивительных формулах победы в конкурсах (время выполнения заказа стоит в знаменателе, так что желательно уменьшить его до нуля) или о том, как пишется госзаказ для ровно одного победителя (в нем просто указываются такие параметры, которых нет у других участников, хотя зачастую эти требования не имеют практического смысла). Наконец, проигравшие напрямую озвучивают суммы откатов.
И только после этого жареные пирожки расхватываются блогерами или СМИ. Причем еще неизвестно, кто из них «отменил» очередную коррупционную схему. У меня есть подозрение, что маленькая заметка «Ведомостей» или «МК» производит гораздо больше влияния на ФАС или прокуратуру, чем тысячи блоговых перепостов. Но даже если считать всю прессу продажной и молчаливой, вы никуда не денетесь от «испорченного телефона» блогосферы. Потому что экспертов – единицы. И слушать их в блогосфере не принято. Они же скучные зануды. Не могут одной строкой сказать, кто враг и куда бежать.
Хуже того, в блоговом шуме любая горячая тема столь же быстро тухнет и уплывает из поля зрения. Вот отменили конкурс на сайт какого-то там Минздрава. И что дальше? А уже неинтересно. Борцы уже занялись Большим театром. А завтра будет новый горячий пирожок.
Однако, объявив сбор денег на свой проект, Навальный выскочил на новый уровень игры. Есть мнение, что переход от блоговых шумелок к денежным отношениям добавляет контроля. Значит, компетентность не должна более падать? Не факт. Думаю, это сильно зависит от формы отношений.
Толпономика
Да, это корыстные твари. Однако «борьба за справедливость» и прочие добрые дела тоже имеют в своей основе некоторые схемы выгоды
Постсоветским людям очень туго дается экономика свободного рынка. Вот маленькое доказательство. Моя заметка о контролерах Навального содержала пару шуток об альтернативных способах борьбы с распилами. Один способ – уход от налогов – подсказан самим Навальным. Да и второй способ – отказ от денежных отношений вообще – тоже навеян навальновскими рассуждениями о том, что «Яндекс.Деньги – это не деньги». Эта тема более серьезная, мы несколько раз ее освещали: электронные деньги легче отбирать, но одновременно с этим Интернет позволяет развивать различные варианты нецентрализованного «натурального обмена».
И вот что печально: моя заметка собрала более полусотни комментов, но ни один из них не касается этих экономических идей. Вместо этого граждане напирают на средневековую игру «верю-не верю».
Тем не менее, раз на проект собирают деньги, может пора поговорить об экономике? Понятно, что вышеупомянутый Бегтин критикует проект Навального не просто так, чисто побложить с утреца. Нет, у него есть свой интерес, он производит аналитические инструменты в той же сфере. Точно так же есть очевидный интерес у непосредственных игроков в госзакупки – проигравшие компании могут детально разоблачать обман, с четкой целью нанять юристов, посудиться, показать альтернативное решение.
Да, это корыстные твари. Однако «борьба за справедливость» и прочие добрые дела тоже имеют в своей основе некоторые схемы выгоды. И многие из них мне кажутся более неприятными, чем прямая корысть бизнесменов, конкурирующих за госзаказ.
Я уже давно не слушаю «Эхо Москвы». Когда слушал последний раз, был неприятно поражен обилием псевдомедицинской рекламы. В голове возник ужасный сценарий, эдакая помесь «1984» с «Доктором Хаусом». Суть в том, что недовольные, несогласные – они в большинстве своем люди с плохим здоровьем. Раньше государство с ними боролось. Но теперь придумали, как извлекать из них выгоду. Надо просто собирать их в одном месте и продавать им здоровье. Ты чем-то недоволен? Прекрасно! Слушай наше радио для недовольных. А заодно покупай афлубины, биодобавки, приборы для борьбы с вредными излучениями и другие чудеса медицинской науки.
Точно так же с проектами сбора денег на разную благотворительность у меня частенько возникают нехорошие аналогии. Дело не в самой идее добрых дел, нет. А в их организации, в этой безбашенной русской коллективизации вокруг красивого и удаленного идола-посредника.
В Советском Союзе, как известно, не было нищих – я имею в виду тех, кто побирается сейчас в переходах метро. Зато были проекты сбора средств «в помощь голодающим детям Эфиопии». Это было красиво, благородно... и не требовало прямого личного участия.
Мне кажется, эхо таких привычек мы чувствуем до сих пор. Для нас совершенно естественно отвернуться от калеки в метро. Или накачать из Интернета халявной музыки – и не дать ни копейки музыканту. Или пользоваться бесплатной «Википедией», игнорируя обращение ее создателя. Хотя во всех этих случаях есть возможность напрямую, без посредников финансировать конкретные вещи, за которые ты благодарен или хотел бы улучшить.
И параллельно с этим – всеобщая эйфория по поводу сбора 4 млн рублей на Rospil.info, где только еще обещают чего-то сделать. То есть желающие помочь уже прошли посредников в виде Навального и «Яндекс.Денег» и ждут следующей пачки посредников. Ждут они, рассматривая полупустой сайт, который является уже пятым или шестым на моей памяти «сборником плохих госзаказов». Главных отличий у данного сборника два:
(1) Сайт собрал почти 4 миллиона рублей и собирается потратить их на зарплату загадочных юристов, «работающих над подготовкой документов и участвующих в работе ФАС». Почему ФАС не может выполнять свою работу без юристов Навального, непонятно. До сих пор эта госслужба без них работала, куча подозрительных госзаказов уже отменена. Еще более странное «обязательное условие» содержится в навальновской вакансии для юристов – оно предполагает совершенно неюридические способности:
«Вы должны принести в РосПил «трофей» – коррупционную госзакупку, находящуюся в стадии приема заявок. Как вы ее найдете – это ваше дело. Самостоятельный мониторинг сайта закупок, федеральные и региональные СМИ, инсайд, всё, что угодно. Нам нужна ссылка на закупку, текст жалобы и общий план работы по кейсу».
(2) А может, нужно просто показывать ФАСу хорошее экспертное обоснование подозрительных госзакупок? Да, это было бы дело. Но именно этим давно занимается ряд экспертов, упомянутых выше: конкурирующие участники тендеров, разработчики сайтов, разработчики систем сбора и анализа данных. Со своей корыстью, что является залогом детального погружения в тему. И со своими альтернативными решениями, что является залогом конструктивной конкуренции.
А какие залоги у Навального? Не знаю. Ведь он своим экспертам, в отличие от юристов, предлагает поработать бесплатно, за идею. Вот что написано на сайте:
«Нам нужны специалисты в различных областях (в первую очередь, в области информационных технологий), которые могли бы грамотно и доходчиво написать экспертное заключение, поясняющее, почему тот или иной конкурс является распилом. Необходимо на конкретных примерах из ТЗ показать, почему за положенное время невозможно выполнить необходимую работу. Нам нужны также программисты для развития ресурса...
Мы не обещаем оплату. Скорее так: мы обещаем отсутствие денежного вознаграждения. Мы работаем за идею и верим, что вы можете тоже».
Извините, если кого обидел, но, по-моему, это Эфиопия в квадрате и Нигерия во льду. Или, если хотите, Тунис, где государственные сайты были завалены атакой добрых американских Анонимусов. А в другой раз они ломают сайт «Визы». А потом еще какой-нибудь Gawker или Макдональдс. Меня не покидает ощущение, что это такая новая индустрия развлечений. Вроде как футбольные фанаты, только для нового класса скучающих – для офисного планктона. Причастность к возвышенному общему делу без отрыва от стула. Нажми на кнопку, купи биодобавку, пошли пять открыток по адресам.
У вас еще есть сомнения в результатах деятельности такой «ломающей толпы»? Ну, давайте зайдем в эту статью через год и сверим ощущения. Моя версия такова: некомпетентная толпа «социальных геймеров», скорее всего, будет использована более компетентными людьми для решения их собственных задач, отличающихся от изначальных лозунгов проекта. Это уже происходит с Анонимусами. Фанатам Навального это еще предстоит.
Источник: сайт «Вебпланета»