Социологические опросы показывают, что большинство россиян считают себя патриотами страны, заявил Валерий Федоров, гендиректор ВЦИОМ. По его словам, уровень патриотизма вырос весьма существенно – с 80% в 2016 году до 94% сегодня. «Гордость за Россию – это лидирующая эмоция, распространенная в обществе. 65%, то есть 2/3 опрошенных, говорят, что стали больше гордиться Россией», – подчеркнул социолог.
Федоров также привел свежие данные об отношении к эмиграции: если до начала СВО каждый второй считал, что надо жить там, где тебе лучше, то в 2022 году 64 % полагают, что важно жить в России. Возросла доля тех, кто не хочет уезжать из России на ПМЖ: если 2011 году их было 82%, то сейчас уже 93%. «Это исторический рекорд», – подчеркнул Федоров.
За годы СВО изменился вектор отношения к патриотизму, считает Александр Дугин, директор Высшей политической школы имени Ивана Ильина при РГГУ. «Сама ситуация подводит к тому, что выбор стал более жестким. Выходя из патриотизма, попадаешь к врагам России – ЦИПсО, «Азову» (признан террористическим в РФ) и прочим. Появляется более четкое понимание: ты за наших или за врагов», – пояснил он.
«Сейчас не быть патриотом – это расписаться в предательстве Родины», – говорит Дугин. При этом, по его мнению, уровень патриотизма среди граждан России уже достиг предела. «Еще больше поднимать уровень патриотизма некуда, раствор насыщен, но остается одно, почти не затронутое измерение. В отношении содержательного патриотизма. Патриотизм от эмоционального и стихийного будет двигаться в сторону научного и системного», – заявил эксперт.
«Высшая форма патриотизма – готовность идти на подвиг. Это миссия воинов, ученых, инженеров, конструкторов, военкоров, волонтеров. При этом фронт невозможен и без тыла. Технологии импортозамещения, создание рабочих мест – тоже важная форма патриотизма», – отметил Александр Рудаков, политолог, эксперт ЭИСИ, кандидат исторических наук.
Он также назвал защиту культурного суверенитета патриотическим выбором креативного класса, среди которого произошла переоценка ценностей. Однако и для тех, кто живет за пределами страны «тоже есть патриотический выбор» – отказ от сотрудничества с теми, кто желает России зла.
«Это идеологическая платформа, приобретающая особую ценность в период вызовов и испытаний. Сегодня патриотизм объединяет всех: и элиты, и глубинную Россию, и идеологический авангард», – подчеркнул Рудаков.