«Обстановку в Турции до проведения второго тура выборов вряд ли можно назвать спокойной. Оба кандидата пользуются широкой общественной поддержкой, что дает им много возможностей для потенциального давления на оппонента. Однако о какой-либо радикализации ситуации говорить нельзя», – сказал эксперт Российского совета по международным делам, востоковед Кирилл Семенов
«Противостояние будет носить исключительно словесный характер. Ни Эрдоган, ни Кылычдароглу не заинтересованы в обострении обстановки путем организации митингов или протестов. Обоим нужна чистая победа, в которой никто бы не сомневался. Возникновение стихийных уличных движений также можно исключить», – отмечает собеседник.
«Стороны явно не желают прибегать к политическим махинациям: вбросы и подтасовки устраивать никто не будет, а представить другой значимый повод к началу активных выступлений граждан трудно. Ситуация остается крайне интересной, поскольку до сих пор не понятно, кто именно одержит победу. Фактически, шансы кандидатов равны», – подчеркивает эксперт.
«В случае если Эрдогану удастся удержаться у власти, то рассчитывать на примирение с Кылычдароглу не стоит. Напряжение в их диалоге сохранится, однако это нормально для отношений «действующее правительство – оппозиция». Как-то повлиять на степень поддержки в тех регионах, которые проголосовали против действующего президента, также вряд ли получится», – акцентирует Семенов.
«В Турции давно наблюдается разница политических предпочтений жителей прибрежных и внутренних территорий страны. Это реальность, которую должен осознавать каждый управленец, рассчитывающий на высокий статус в Анкаре. Подобные культурные противоречия невозможно разрешить, поэтому ситуация останется прежней, и Эрдогану придется с этим смириться», – считает эксперт.
«Более интересным представляется рассмотреть последствия прихода к власти Кылычдароглу. Он – проамериканский кандидат, из-за чего у многих россиян возникают вопросы, как его руководство отразится на отношениях с Москвой. Коренных изменений в кратчайшие сроки ждать не стоит, все-таки у нас с Анкарой крайне много экономических проектов, которые выгодны обеим сторонам», – отмечает собеседник.
«Однако внешнеполитическая риторика Кылычдароглу, которая наверняка будет прозападной, может постепенно оказать влияние и на торговые связи с РФ. Могут начаться более активные действия по передаче вооружений Украине, нельзя исключать и закрытия Босфора для российских гражданских судов, которые в том числе осуществляют и гуманитарные поставки в Сирию», – подчеркивает эксперт.
«Тем не менее, в парламенте остается первенство «Республиканского альянса» Эрдогана, что также осложнит серьезные изменения в политике государства для Кылычдароглу. Это обстоятельство позволяет нам сохранить надежду на то, что вне зависимости от исходов выборов, отношения России и Турции не скатятся в тартарары», – резюмирует Семенов.
Ранее действующий президент Турции Тайип Эрдоган по итогам вскрытия 100% избирательных урн в рамках подсчета голосов на выборах главы государства получил 49,35% голосов. Его основной соперник, единый кандидат от оппозиции Кемаль Кылычдароглу достиг поддержки 45% избирателей. Третий кандидат от «Альянса АТА» Синан Оган набрал лишь 5,22%.
Для победы в первом туре кандидат должен набрать 50% плюс один голос. Если ни один из кандидатов не наберет достаточное количество голосов, второй тур пройдет 28 мая.
При этом турецкий ЦИК сообщал, что Эрдогана поддержали более половины (55,36%) из числа проживающих за пределами страны граждан республики. Сам политик заявил, что «с явным отрывом» лидирует на выборах главы государства.
В то же время «Республиканский альянс» во главе с правящей Партией справедливости и развития (AKP) по итогам воскресных выборов получил более 320 мандатов в 600-местном парламенте. Напомним, что данное формирование полностью поддерживает действующего главу государства Эрдогана.
Однако оппозиционный «Народный альянс» из шести партий получил более 35% голосов, «Альянс труда и свободы» во главе с прокурдской Левой Зеленой партией набрал более 10%. Газета ВЗГЛЯД писала, почему победа действующего лидера Турецкой республики необходима России – и что будет делать Запад, чтобы этой победы не допустить.