На первом всероссийском школьном историческом форуме «Сила в правде!» глава Министерства просвещения России Сергей Кравцов сообщил о намерениях ведомства включить изучение истории в школах с первого класса. Уточняется, что изучать дисциплину планируется в рамках других предметов.
«Ведение истории – это очень сложный, ответственный процесс, и для этого нужны особые кадры. Многие учителя начальной школы, увы, в этом вопросе некомпетентны. Поэтому просто необходимо прежде решить кадровую задачу. Далее, у нас и сейчас есть предмет «Окружающий мир», в рамках которого изучаются элементы истории, географии, биологии», – говорит Снегуров.
Начинать доскональное изучение истории с первого или даже второго класса, по мнению собеседника, необоснованно. Более того, не рекомендуется преподносить события в виде мифов или сказок, поскольку история и так сильно мифологизирована. Поэтому в начальной школе дети должны лишь знакомиться с наиболее яркими и, желательно, позитивными страницами прошлого своего Отечества. Также следует заботиться о хрупкой психике ребят 6-9 лет.
«О революциях 20 века я советую упомянуть вскользь. Но стоит подробнее затронуть тему расцвета культуры и науки в начале 20 столетия, подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны, говорить о покорении космоса, о спортивных достижениях, изобретениях и выдающиеся памятниках архитектуры второй половины 20 - начала 21 века», – рекомендует педагог.
Он подчеркивает, что последовательную историю в начальных классах давать еще рано, необходимо ограничиться лишь некоторыми важными, яркими страницами.
«Пусть дети изучают историю в рамках «Окружающего мира», ходят в музеи, связанные с историей (они есть почти в каждой школе), на прогулки по городу, в театры, читают книги (хотя в первых классах только у многих формируются навыки чтения и письма). А уже в 3–4 классах можно ввести обзорный ознакомительный курс истории, начиная же с 5 класса – поэтапное изучение истории», – считает Снегуров.
На программе курса истории в целом данное нововведение не должно отразиться существенным образом, убежден учитель. А все потому, что сама программа истории не расширяется за счёт возможного введения курса истории в младшей школе, а просто ряд тем в адаптированном виде будет рассматриваться детьми раньше, что, не исключено, поспособствует формированию исторического самосознания.
Ранее президент Владимир Путин в обращении к участникам первого Всероссийского школьного исторического форума «Сила – в правде!» заявил, что знание истории и уважительное отношение к наследию Отечества поможет черпать силы и вдохновение, а также делать верные выводы из прошлого.