«Самое важное в потенциальном трехстороннем саммите – это то, что Турция изменила свою позицию и готова вести диалог с Сирией. Изначально Анкара отказывалась от переговоров с Дамаском до того момента, пока в Турции не пройдут выборы», – рассказал эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов.
«Поэтому пока не очень понятно, как эти изменения в позиции Анкары воспримет Дамаск. Интересна и потенциальная повестка – будет обсуждаться исключительно курдский вопрос в разрезе предотвращения наземной турецкой операции, или же будет обсуждаться весь комплекс проблем между двумя государствами. Также важно, примет ли саммит постоянный формат или это будет разовая встреча», – рассуждает собеседник.
«При идеальном раскладе этот диалог сторон должен затрагивать сразу все проблемы, которые накопились у государств за последние годы. Это позволит не втягивать других региональных игроков в урегулирование споров. В конечном счете, до 2011 года между Анкарой и Дамаском были не просто партнерские, а стратегические отношения», – отмечает эксперт.
«В частности, это было основано на дружбе между семьями глав государств. Но держалось все не только на личных отношениях. Так, между странами был заключен договор о стратегическом сотрудничестве. Но потом все резко изменилось», – напоминает востоковед.
«То, что Анкара первой высказала свое желание встретиться, – очень важный сигнал. И если Дамаск сейчас отвернется от такого предложения, сказав, что будет вести переговоры только после выборов в Турции, это серьезно подорвет имидж Сирии», – уверен Семенов. «Более того, если Асад будет ставить какие-то ультиматумы, то Турция их ни при каких обстоятельствах не примет и будет действовать согласно уже имеющемуся плану. А у Дамаска нет возможности, например, силой выдавить Турцию с территории государства», – говорит собеседник.
Эксперт также указал на выгоду Турции от сотрудничества с Сирией. «Это вопрос предстоящих президентских выборов. Эрдоган хочет отобрать ключи от решения этого вопроса у оппозиции, которая неоднократно говорила о необходимости вести диалог с Дамаском. Теперь эта тема закрелена за ним на официальном уровне», – пояснил он.
«Еще одна важная для Турции тема – беженцы. Переговоры Анкары и Дамаска в любом случае будут способствовать решению этого вопроса. Турецкая общественность будет ждать именно таких договоренностей. И этим, вероятно, в преддверии выборов решил воспользоваться Эрдоган», – предполагает Семенов.
«Нормализация отношений с Сирией также входит в политику Турции «ноль проблем с соседями». Мы уже видели восстановление адекватного взаимодействия с Саудовской Аравией, ОАЭ, Египтом, даже с Арменией и Израилем начались позитивные подвижки», – отмечает эксперт.
Стороны понимают, что не смогут договориться без участия России, подчеркивает собеседник. «Москва, судя по всему, будет в определенной мере корректировать пожелания сторон. Мы должны быть посредником, который в силах сгладить углы и наладить взаимодействие государств», – говорит востоковед.
«Прямое сотрудничество Турции и Сирии сейчас крайне выгодно и самой России. Поскольку сейчас перед нами стоит достаточно много внешнеполитических задач, нам некогда контролировать каждый шаг Асада и Эрдогана», – указывает эксперт. «Кроме того, если Дамаск с Анкарой смогут сами договариваться, то для России снижаются риски возникновения конфликта с одной из сторон. Москва всегда готова предоставить площадку для переговоров или сгладить острые углы», – заключил Семенов.
Ранее турецкий лидер Тайип Эрдоган второй раз за последний месяц заявил о готовности встретиться с президентом Сирии Башаром Асадом. Однако, встреча должна проводиться в формате трехстороннего саммита с участием Москвы, цитирует Эрдогана агентство «Анадолу».
«Для этого необходимо, чтобы встретились представители спецслужб, затем министры иностранных дел и уже потом министры обороны. По итогам этих обсуждений можно будет говорить о встрече лидеров. Я предложил это господину Путину, и он воспринял инициативу положительно. Это положит начало серии переговоров», – сообщил турецкий президент.
В Москве позитивно оценили идею президента Турции, заявил спецпредставитель российского лидера по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы МИД Михаил Богданов. По его словам, сейчас ведутся переговоры с Дамаском.
Напомним, 23 ноября Эрдоган заявил о возможности встречи с сирийским коллегой Башаром Асадом. Он заявил, что в политике не бывает обид и недовольства, поэтому такая встреча возможна.