«Переизбрание Си Цзиньпина было практически гарантированным. Это стало ясно еще пять лет назад – с того момента, когда была изменена конституция КНР. Тогда, по предложению прошлого, XIX съезда Компартии Китая, Всекитайское собрание народных представителей – парламент страны, внес поправки: было снято ограничение в два срока пребывания на посту председателя КНР. Ясно, что это готовилось под третий срок Си Цзиньпина», – отметил директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО МИД России Александр Лукин. По его оценке, переизбрание главы государства еще и на высший партийный пост лишь свидетельствует о уже сложившемся положении вещей.
Слухи о том, что в канун пленума ЦК КПК в партийном руководстве развернулась подковерная борьба группировок, были преувеличены иностранной прессой, полагает китаист. По его оценке, никаких явных следов такой борьбы, и тем более, попыток сместить Си с руководящих постов не обнаруживается. «Велись дискуссии об отдельных элементах политики государства – например, как действовать в условиях пандемии COVID, как лучше развивать экономику страны, вести внешнюю политику – но это не борьба, а именно что внутренние дискуссии», – отметил Лукин.
С другой стороны, кадровые назначения, последовавшие за XX съездом КПК и пленумом ЦК партии, говорят о том, что Си Цзиньпин еще больше укрепил свою власть, указал эксперт. «Председатель провел в руководство партии людей, которые связаны только с ним», – рассказал Лукин. С другой стороны, отметил собеседник, из центрального комитета были выведены люди, связанные с комсомолом. В частности, в обновленный состав ЦК не вошел премьер Госсовета КНР Ли Кэцян, которого относят к «комсомольцам», уточнил эксперт.
Выступая по итогам первого пленума ЦК КПК 20-го созыва, Си заявил: Китай построил общество средней зажиточности и теперь вступает на путь строительства современного социалистического государства, что является целью второго столетия Китайской народной республики. Это программное заявление по сути – лишь риторическая фигура, полагает Лукин. «Товарищ Си Цзиньпин употребляет много новых терминов. Но что за ними стоит, трудно сказать, – комментирует собеседник. – По крайней мере, никаких серьезных политических изменений мы не видим. Скорее всего, это просто бюрократическое словотворчество, которое напоминает риторику брежневских времен – «развитой социализм» и тому подобное».
В действительности же, Си многое изменил в политике страны, но это никак не описывается словами, которые генсек произносил с партийной трибуны, заметил китаист. «Следует ожидать продолжения курса, который в реальности состоит из нескольких основных составляющих, – прогнозирует Лукин. – Это: решительная и жесткая борьба с коррупцией, нулевая терпимость в борьбе с пандемией (пусть даже и за счет некоторых экономических успехов), крайняя централизация власти, сокращение экономического и политического влияния регионов, а также борьба с олигархами и разного рода публичными личностями, которые с точки зрения КПК претендуют на слишком серьезное влияние».
Во внешней политике будет так же, как и ранее, проводиться активный, и можно даже сказать, националистический курс, полагает китаист. «Пекинское руководство исходит из того, что Китай – страна сильная, мощная, и такая, которая может на собственном примере показать другим странам, как надо развиваться», – подчеркнул Лукин.
При этом, отметил он, Китай явно не будет стремиться к конфронтации по тайваньскому вопросу. «Но Пекин обозначил красные линии, за которыми он, пусть и нехотя, но применит силу, – напомнил Лукин. – Это произойдет, в случае, если Тайвань официально объявит о своей независимости». Сейчас, напомним, остров определяет себя не как независимую «Республику Тайвань», а как продолжение Китайской республики, существовавшей на материке в 1912-1949 годах. В перспективе это открывает возможность воссоединения Тайваня и материкового Китая по принципу «одна страна – две системы». Отметим, что в своем выступлении Си Цзиньпин не исключил силового варианта воссоединения КНР и Тайваня. А на XX съезде КПК в устав партии внесли положение о пресечении и противодействии сепаратистам, выступающим за независимость Тайваня. О том, что Китай может присоединить остров силой, говорил и госсекретарь США Энтони Блинкен.
«Что касается отношений Китая и России, то Пекин и так поддерживает Москву по мере сил, – продолжает Лукин. – Но Китай действует не в ущерб себе. Слишком явная поддержка России, в частности, в военной сфере, может привести к санкциям со стороны США против китайской экономики и китайских банков. Поэтому КНР, думаю, продолжит эту линию поддержки России с учетом собственных интересов».
ЦК Компартии Китая переизбрал Си Цзиньпина на пост генерального секретаря на третий срок, сообщило агентство Синьхуа. Голосование прошло на первом пленуме ЦК Компартии Китая 20-го созыва. Накануне генсек ЦК КПК и председатель КНР Си, выступая на XX съезде партии, призвал совершенствовать механизмы борьбы с санкциями и систему национальной безопасности.
Американская пресса, комментируя съезд правящей партии Китая и обновление его руководства, критиковала Пекин за несоблюдение гендерного баланса. Никто не ожидал, что женщина войдет в ближайшее окружение Си, но многие следящие за происходящим в Китае удивились, что женщины вообще не попали ни в Политбюро, ни в Постоянный комитет, отмечала журналист The New York Times Александра Стивенсон. Как сообщила старший преподаватель Сиднейского университета, изучающий гендер и политику в Китае Минглу Чень, это дает понять, что КПК все еще остается патриархальным институтом.