Мужчина, который предпочел остаться неизвестным, рассказал, что в «ЧВК Вагнера» попадают «через знакомых в основном», а его самого позвали туда друзья. «Такое сарафанное радио. Многие, кто прошел Донбасс, в курсе подноготной всего этого», – отметил он.
По его словам, в последнее время «условия набора смягчили». «Когда я увольнялся, при мне устраивалась огромная толпа – человек 60. Сначала старались, конечно, брать людей с опытом, но увеличение потерь заставило смягчить отбор и грести всех подряд. А, собственно, это сказалось на качестве пополнения», – рассказал военный.
Он отметил, что в свое время заключал контракт с фирмой «ЕвроПолис», она же неофициально «ЧВК Вагнера». «Подписывается бумага о неразглашении, сроком на пять лет. По этой бумаге тебе запрещается что-то рассказывать о компании и ее связи с Вагнером», – отметил мужчина, добавив, что давая интервью «Ридусу», он нарушает этот контракт, но готов на это, потому что «люди должны знать правду».
Он отметил, что согласно контракту служащие «ЧВК Вагнера» летят в Сирию не как военные, а как гражданский персонал: нефтяники, строители, консультанты по восстановлению инфраструктуры. Кроме того, все соглашающиеся на участие в операции подписывают договор о добровольном отказе от государственных наград, чтобы не оказалось вещдоков в случае пленения или гибели с потерей тела.
«Последний пункт договора – самый любопытный. Компания обещает, что приложит все усилия по возврату тела на родину. Но не гарантирует стопроцентно, что это будет сделано», – отметил мужчина.
По его словам, участники «ЧВК Вагнера» получали 150 тыс. в месяц и премиальные от 30% до 100% от оклада, в зависимости от выполненных боевых задач. Зарплату получали в кассе сами военные, но могли получать и родные. В случае гибели бойца им же выплачивается компенсация за погибшего. В роте охраны компенсация составляет до 3 млн рублей, в штурмовых отрядах – до 5 млн рублей за погибшего.
Говоря о мотивации участвовать в боевых действиях, мужчина отметил, что «если в Донбассе воевали за идею, то там все сводится к деньгам и никакой идеей не пахнет».
Комментируя сообщения об уничтожении пятого отряда «ЧВК Вагнера» в Сирии, военный не стал называть конкретные цифры, потому что его там не было. «Там воюет сейчас один мой друг, и, как утверждает его жена, он жив. Вот когда приедет, тогда и прольет свет на правду», – добавил боец.
Говоря об отсутствии визуальных доказательств произошедшего, военный отметил, что подобные инциденты «не на что снимать». «У меня тоже нет ни одной фотографии оттуда. Телефонов с собой не брали, их перед отправкой изымали», – рассказал мужчина, отметив, что некоторые «были хитрее» и приобретали их на месте.
В январе стало известно, что «оборонительный» удар коалиции США в Сирии пришелся не по местному ополчению, а по подразделениям ЧВК «Вагнера», в составе которой действуют россияне. В Сети появились сообщения о якобы гибели 200 человек и выше. Также назывались имена некоторых погибших, среди которых, в частности, оказался известный нацбол Кирилл Ананьев.
Позже стало известно, что потери российских добровольцев в результате американского удара в Сирии сильно преувеличены: сообщалось о гибели 15–20 человек, по другим данным – 13 россиян из ЧВК «Вагнера». МИД сообщал, что могли погибнуть пять россиян, однако их гражданство еще предстоит подтвердить.