«Я бы прежде всего скорректировал этот исторический нарратив, потому что нельзя начинать историю польско-советских, польско-российских отношений с 1945 года, с момента освобождения (Польши) от немецкой оккупации», - сказал он, комментируя заявление посла России в Варшаве Сергея Андреева о том, что памятники советским солдатам в Польше следовало бы сохранить в благодарность за освобождение от нацизма, передает РИА «Новости».
По его словам, СССР «очень сильно» способствовал началу войны, напав «вместе с Германией» на Польшу. Именно поэтому, по его мнению, СССР также несет ответственность за начало войны. При этом войну Советский Союз, считает Ващиковский, вел с Германией «в собственных интересах», так как уже сам был жертвой немецкой агрессии.
«Я бы начал с корректировки истории этого нарратива, с приведения фактов», - заключил он.
Напомним, в октябре прошлого года парламент Украины принял совместную с Польшей и Литвой декларацию памяти жертв Второй мировой войны, в которой говорится, что к ее началу привел пакт Молотова - Риббентропа. Cогласно пакту, к территории Украинской ССР отошли области, контролировавшиеся Второй Польской Республикой.
Кроме того, 17 июля этого года президент Польши Анджей Дуда одобрил закон о сносе установленных в стране памятников советской эпохи.
Москва уже отвечала на попытки Запада уравнять нацистскую Германию и СССР. МИД России указывал, что именно западные страны проводили политику умиротворения агрессора, заключив Мюнхенское соглашение 1938 года, в результате которого произошло расчленение Чехословакии.
Причем в разделе Чехословакии участвовала и сама Польша, которая ввела войска в Тешинскую область, а также помешала СССР оказать Чехословакии поддержку и не пропустила советские войска.
СССР в ходе Московских советско-англо-французских переговоров 1939 года увидел, что страны Запада не собираются сотрудничать с Москвой в организации совместного отпора фашистской агрессии. Опасаясь создания единого антисоветского фронта, СССР был вынужден искать альтернативный путь обеспечения безопасности страны, приняв предложение Берлина о ненападении.