Польская правительственная подкомиссия представила итоги первых 12 месяцев своей работы. В видеопрезентации отмечено, что причины катастрофы не прояснены, но утверждается, что самолет не ушел на второй круг из-за серии аварий, в том числе взрыва, довершившего разрушение лайнера, которое началось еще до его столкновения с землей, передает ТАСС.
«Последней фазой трагедии был взрыв, который произошел на борту и разрушил самолет на части и десятки тысяч обломков, одновременно убив пассажиров», – говорится в отчете.
Эксперты утверждают, что на взрыв указывают очень многие обстоятельства, а выводы были ими якобы проверены серией исследований.
Кроме того, в отчете утверждается, что до взрыва высотометр на Ту-154М сработал на 65 метрах вместо 100 метров.
«Решение об уходе на второй круг было принято экипажем на допустимой высоте 90–100 метров. Самолет снижался, несмотря на действия пилота», – утверждается в отчете.
В отчете также говорится, что аварии начались на расстоянии 2,5 км от аэропорта. Эксперты новой комиссии заявили о поломке гидравлической системы и разрушении левого крыла самолета, которое якобы произошло до столкновения с деревьями.
Отметим, что до этого многочисленные экспертизы и исследования гипотезу о взрыве на борту самолета не подтвердили. Об этом же говорили и в польской прокуратуре.
Эта версия высказывалась и в прошлом году, однако в июне 2016 года судья Окружного суда Варшавы заявил, что никаких оснований для предположения о взрыве нет.
Также комиссия утверждает, что в работе российских диспетчеров были ошибки. По мнению авторов доклада, руководитель полетов «не вносил поправок в курс самолета, а главное, не закрыл аэродром и не дал команды уйти на второй круг». В свою очередь диспетчер Виктор Рыженко якобы ввел в заблуждение капитана воздушного судна Аркадиуша Протащука относительно выхода на глиссаду. Данные диспетчера привели к тому, что Протащук решил, будто ВПП очень близко. «Это означало, что он должен как можно скорее снизить скорость снижения, чтобы иметь шанс приземлиться», – говорится в материалах комиссии, передает РИА «Новости».
«Пилот, очевидно, не знал, что установленная глиссада заканчивается за километр до полосы и ведет к катастрофе», – считают авторы доклада. Они уверяют, что «Рыженко систематически сообщал полякам ложные, заниженные на примерно полкилометра данные о расстоянии до полосы».
Недавно первой польской комиссией также выдвигались обвинения в адрес российских диспетчеров. Заявлялось даже о теракте на борту. При этом каких-либо доказательств не предоставлялось.
Новая польская комиссия и нынешние польские власти пытаются найти российскую вину в крушении самолета с президентом Лехом Качиньским на борту в 2010 году, спекулируя на трагедии.