Как заявил на пресс-конференции глава центрального департамента уголовных расследований национальной полиции Нидерландов Уилберт Паулиссен, Boeing был сбит из района населенного пункта Первомайское, к югу от населенного пункта Снежное, находившегося в день трагедии под контролем ополченцев, передает ТАСС.
Запуск «Бука» был совершен с поля фермы, находящейся у населенного пункта Первомайское, находящегося под контролем ополченцев
«ССГ считает, что запуск «Бука» был совершен с поля фермы, находящейся у населенного пункта Первомайское, находящегося под контролем ополченцев, – сказал он. – Место запуска ракеты находилось под контролем повстанцев».
По его словам, «это подтверждают данные США, которые оценили, что место запуска находилось в 6 км к югу от Снежного».
Ранее такую же версию выдвигал Киевский научно-исследовательский институт судебных экспертиз. Однако она не нашла подтверждения в результате экспериментов, проведенных концерном «Алмаз-Антей» в России. Они показали, что Boeing был сбит из-под населенного пункта Зарощенское, расположенного около 20 км к западу от Снежного. В день катастрофы Зарощенское контролировали украинские военные.
В ходе доклада были представлены записи телефонных переговоров на русском языке, которые, по утверждению Паулиссена, свидетельствуют о маршруте перемещения конвоя, перевозившего «Бук». Согласно этим записям, конвой сделал остановку в Донецке, где его видело «множество свидетелей».
Затем конвой направился в район Снежного, из района которого «Бук» своим ходом направился на юг, к полю возле Первомайского, откуда якобы был произведен пуск ракеты.
На основании этих данных, заявил глава центрального департамента уголовных расследований национальной полиции Нидерландов, «было установлено, что «Бук» транспортировали на белом открытом грузовике-платформе Volvo в сопровождении микроавтобуса Volkswagen. Были продемонстрированы фотографии этих машин, а также любительское фото, на котором, по мнению следствия, на фоне неба запечатлен след от запущенной ракеты.
Паулиссен также сообщил, что ССГ «установила обратный маршрут перевозки установки «Бук» с тремя ракетами к границе Российской Федерации через Луганск».
По его словам, использовалась ракета серии 9М38. «Были проведен анализ обломков и тел погибших, чтобы найти обломки ракеты. Следователи разобрали несколько ракет серии 9М38, чтобы определить соответствие осколков», – сказал Паулиссен.
В свою очередь генеральный прокурор Нидерландов Фред Вестербеке отметил, что соглашение о работе международной следственной группы продлено до начала 2018 года, передает РИА «Новости».
«Я не могу сказать, сколько продлится расследование, это будет зависеть от разных событий, хода расследования, сбора сообщений свидетелей», – сказал он.
Вестербеке заявил, что международная Совместная следственная группа (ССГ) пока не успела изучить данные российского концерна «Алмаз-Антей» по расследованию крушения малайзийского Boeing.
«ССГ получила результаты испытаний «Алмаз-Антея» всего несколько недель назад и еще не успела их изучить, – подчеркнул он, представляя первые предварительные результаты расследования. – Но объем остальных свидетельств говорит в пользу версии ССГ».
Ранее концерн «Алмаз-Антей» – производитель ЗРК «Бук», представил подтвержденные натурными экспериментами выводы собственного расследования катастрофы. После изучения имеющейся информации концерн пришел к выводу, что была использована ракета старой модификации, а именно 9М38 с боевой частью 9Н314. Производство таких ракет завершилось в 1986 году, а все ракеты этого типа были сняты с вооружения в России в 2011 году.
Перед этим родственники жертв катастрофы сообщили, что голландская следственная группа предоставила данные о том, что лайнер якобы сбили зенитно-ракетным комплексом «Бук» с подконтрольной ополченцам территории. Также, по словам следователей, сбивший лайнер «Бук» якобы был доставлен из России, а украинские ВС «никак не связаны с крушением самолета».
Между тем начальник радиотехнических войск российских Воздушно-космических сил генерал-майор Андрей Кобан на брифинге о первичных радиолокационных данных воздушной обстановки в районе катастрофы Boeing 777 заявил, что Украина не обнародовала данные своих радиолокационных станций, это позволяет предположить, что ракету запустили с территории ВСУ.
В пресс-службе предприятия «Алмаз – Антей» сообщили, что в районе катастрофы лайнера MH17 не наблюдалось никаких сторонних объектов, кроме двух гражданских самолетов.
Вместе с тем в Воздушно-космических силах России заявили, что радиолокатор России обнаружил бы ракету, сбившую Boeing в Донбассе, если бы ее выпустили из района, находящегося восточнее точки катастрофы. Там также добавили, что средства контроля России не позволяют сделать вывод о пуске ракеты по Boeing в Донбассе с территорий, находящихся южнее или западнее точки крушения.
22 сентября сообщалось, что российский концерн ВКО «Алмаз – Антей» располагает первичными радиолокационными данными о воздушной обстановке за 17 июля 2014 года в районе крушения малайзийского Boeing MH17 в Донбассе, эта информация передана российским компетентным органам.
6 июля официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин заявил, что голландская сторона не делится с российскими коллегами данными по расследованию крушения малайзийского Boeing на Украине.
В начале июня был обнародован отчет международной следственной группы по крушению Boeing MH17. В нем, в частности, следователи не исключили случайного пуска ракеты, сбившей самолет. Кроме того, следственная группа по делу о крушении Boeing MH17 на востоке Украины признала, что у нее нет должного опыта для подобных расследований.
Крушение самолета Boeing 777 «Малайзийских авиалиний», который летел из Амстердама в Куала-Лумпур, произошло 17 июля 2014 года над территорией Донецкой области Украины, контролируемой ДНР. На борту лайнера находились 298 человек. Выживших в авиакатастрофе нет.