Предложения были сформулированы и одобрены лидерами антидопинговых агентств Австралии, Австрии, Канады, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Ирландии, Японии, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Швеции, Сингапура, Швейцарии, Великобритании и США, а также Института национальных антидопинговых организаций, передает РИА «Новости» со ссылкой на Би-би-си.
Лидеры национальных антидопинговых комитетов в своем совместном заявлении отметили, что сейчас борьба за «чистый» спорт находится «на распутье».
Также не саммите предложили лишить спортивные организации функций по тестированию, расследованию и вынесению санкций, чтобы предотвратить внутренний конфликт интересов, который возникает, когда спортивная организация вынуждена и расследовать собственные действия, и продвигать свой вид спорта.
Предложено внести изменения в кодекс ВАДА, включая принятие четких санкций в случаях крупномасштабной подрывной деятельности по отношению к антидопинговой системе с «с сильным сдерживающим эффектом», а также расширить возможности ВАДА по части расследований и наложению санкций и увеличить инвестиции в организацию.
Лидеры антидопинговых агентств также поддержали призывы по оказанию помощи в обеспечении безопасности осведомителям ВАДА российский бегунье Юлии Степановой и ее мужу Виталию, которые также стали главными героями фильма немецкого телеканала ARD о допинге в российском спорте.
Деятельность ВАДА оказалась в центре внимания из-за допингового скандала вокруг российских спортсменов. Конфликт очень быстро перерос из спортивного в политический. Определяющую роль в скандале сыграл «доклад Макларена».
В июле комиссия под руководством эксперта ВАДА Ричарда Макларена представила доклад, в котором заявила, что в России якобы применялась система по сокрытию положительных допинг-проб в 643 случаях с 2011 по 2015 год, всего в ней были задействованы атлеты из 30 видов спорта.
При этом Московская антидопинговая лаборатория якобы защищала российских атлетов, принимавших допинг во время зимних Олимпийских игр в Сочи, а Минспорт курировал манипуляции. В ВАДА также подчеркнули, что сочинская антидопинговая лаборатория пользовалась уникальным методом подмены проб, а в этом процессе участвовала ФСБ.
Кроме того, сообщалось, что решение по манипуляциям с допинг-пробами принимал заместитель министра спорта России Юрий Нагорных, а министр спорта Виталий Мутко якобы был в курсе этого, более того, напрямую влиял на их подмену во время зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.
Многие западные страны использовали доклад для нападок как на российских спортсменов, так и на власти страны.
При этом очевидным стало несовпадение позиций ВАДА и МОК. Комиссия ВАДА отказалась предоставить МОК конкретные доказательства того, что российские спортсмены употребляли допинг.
Макларен в переписке с главой МОК Томасом Бахом заявил, что не доверяет ни ему лично, ни его организации, и не посчитал свою информацию жизненно важной для нее.
В России доклад ВАДА назавали сфальсифицированным.
Следует подчеркнуть, что в результате скандала российских спортсменов не допустили на Паралимпийские игры - в отличие от МОК Международный паралимпийский комитет принял утверждения Макларена. (Россия приняла участие в Олимпиаде и завершила выступление на четвертом месте в неофициальном общекомандном зачете, хотя после допингового скандала к Олимпиаде были допущены только 278 российских спортсменов.)
При этом Спортивный арбитражный суд (КАС) считает, что Международный паралимпийский комитет не предоставил никаких доказательств, чтобы утверждать, что Паралимпийский комитет России был в курсе «государственной допинговой схемы».