Об этом ТАСС заявил сам Некрасов, чья работа в субботу была показана в Осло, а вечером вторника будет представлена российским зрителям на Московском международном кинофестивале (ММКФ).
«Я готов судиться с Браудером. Технически, к сожалению, только так можно поставить все точки над «и». Переругиваясь с ним через СМИ, мы только проповедуем неофитам – группам своих сторонников, которые нас и так поддерживают», – отметил собеседник, подчеркнув, что, «как вода точит камень», так и его работа постепенно привлекает все большее внимание к спорным моментам в той версии истории Сергея Магнитского, которую излагает Браудер.
Бывший работодатель скончавшегося в московском СИЗО аудитора Магнитского обвиняет Некрасова в фальсификации фактов и клевете. Браудеру удалось добиться отмены показа фильма в Европарламенте, на кинофестивале в норвежском Гримстаде и по нескольким европейским телеканалам. Тем не менее, в начале текущего месяца закрытый показ картины все же состоялся в Вашингтоне, а затем, когда норвежский суд не принял к рассмотрению иск Браудера против ее создателей, в Осло прошел и первый открытый показ.
В сентябре Норвежский Хельсинкский комитет (НХК) планирует организовать открытую панельную дискуссию об обстоятельствах смерти Магнитского, пригласив к участию все стороны, занимавшиеся детальным расследованием случившегося.
«Мы хотели бы проверить имеющиеся у них доказательства, ознакомиться с их оценкой этих доказательств, сравнить их методы работы, чтобы внести большую ясность в этот вопрос, так как фильм (Некрасова), по нашему мнению, создает много путаницы», – сообщил заместитель генерального секретаря НХК Гуннар Экелсве-Слюдаль.
«Я всегда первым приглашал Браудера к диалогу и мечтаю встретиться с ним на подиуме. У него была такая возможность в Брюсселе, мы приглашали его в Осло, но он не приехал. Не уверен, что он примет приглашение Норвежского Хельсинкского комитета, но я буду очень ждать этой возможности», – заявил режиссер.
После норвежской премьеры картины Некрасов посвятил почти полтора часа диалогу с залом и готов дискутировать со зрителями и в Москве. «Мы попытались разобраться в этой истории. Приглашаю всех посмотреть мой фильм, но вопросы (после просмотра), конечно же, останутся. Я приложил большие усилия для того, чтобы не только сделать хорошую кинематографическую работу, но и представить убедительную версию того, что происходило, – сказал он. – Приходите на ММКФ, давайте говорить. Только в диалоге можно установить истину».
Некрасов и норвежская продюсерская компания Piraya Film посвятили работе над картиной более пяти лет. По словам режиссера, первоначально он планировал снять так называемую докудраму – документальный фильм, в котором роли героев истории Магнитского исполняют актеры, а на роль рассказчика пригласил самого Браудера. Тем не менее, в ходе работы над лентой у Некрасова возникало все больше вопросов к той версии событий, которой придерживался Браудер. В итоге первоначальному художественному замыслу сейчас в общих чертах соответствует лишь первая треть фильма, оставшееся же время посвящено попыткам самого режиссера разобраться в обстоятельствах смерти Магнитского и мотивах участников этой истории.
«У меня была абсолютная предвзятость в пользу Браудера, в пользу истории о том, что Магнитский разоблачитель, герой. Я очень долгое время не хотел верить тем документальным свидетельствам, которые я находил», – отметил режиссер.
В конечном итоге он пришел к выводу, что Магнитский, по всей вероятности, не был убит в тюрьме, как на том настаивает Браудер, и, кроме того, не выдвигал обвинений в хищениях против офицеров МВД России. Признавая, что смерть Магнитского, бесспорно, трагическое событие, Некрасов полагает, что московский аудитор скончался из-за проблем со здоровьем и халатности врачей.
«Я хочу, чтобы мой фильм прозвучал. Я в первую очередь кинематографист, но форму от содержания не отделить. Если фильм будет иметь резонанс, если он будет способствовать делу восстановления справедливости, для меня это будет важнее всего. Если я могу способствовать этому, я буду это делать – рассказывать правду... – заявил Некрасов. – Закон в Америке был принят на основании того, что я сейчас считаю совершенно выдуманной историей. В Европе, где подобный закон принят не был, история все равно живет в виде резолюций, и политики в нее свято верят».
Некрасов уже начал работу над второй лентой, которая будет посвящена реакции на «Закон Магнитского. За кулисами» и попыткам Браудера остановить показы: «Мы расскажем о том, как фильм был принят и какое влияние он может иметь».
Ранее на сайте Белого дома была опубликована петиция, авторы которой требуют от руководства Соединенных Штатов отменить «Акт Магнитского».
22 апреля политолог Илья Ухов обнародовал данные расследования подоплеки принятия Конгрессом США так называемого «Акта Магнитского». По данным эксперта, офшорная компания Corbiere Trust, подконтрольная Михаилу Ходорковскому, в 2011–2012 годах активнейшим образом участвовала в лоббировании этой антироссийской инициативы.
Ранее газета ВЗГЛЯД публиковала предыдущие материалы расследования политолога и социолога Ильи Ухова, из которых, как отмечает эксперт, следует: имеются неопровержимые данные об активном финансировании принятия «Акта Магнитского» гендиректором инвестиционного фонда Hermitage Capital Management Уильямом Браудером.
Сенат США в 2012 году принял «закон Магнитского», предусматривающий визовые и финансовые санкции в отношении российских чиновников, причастных, по мнению Вашингтона, к смерти юриста Сергея Магнитского и к другим нарушениям прав человека.
Минфин США опубликовал «список Магнитского» из 18 фамилий (в память о погибшем в московском СИЗО аудиторе фонда Hermitage Capital). С тех пор в США его неоднократно призывали расширить.