«Законопроектом урегулирован правовой статус чрезвычайного и полномочного посла Российской Федерации (в иностранном государстве) и постоянного представителя (представителя, постоянного наблюдателя) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)», - говорится в пояснительной записке.
Законопроектом урегулирован правовой статус чрезвычайного и полномочного посла Российской Федерации и постоянного представителя
Согласно законопроекту, посол и постпред назначаются и отзываются с указанных должностей по предложению главы МИД России президентом после консультаций в установленном порядке с соответствующими комитетами или комиссиями палат парламента, передает РИА «Новости».
Предусматривается, что исполнение обязанностей назначенного посла как руководителя посольства России начинается с даты прибытия его в государство пребывания как высшего официального представителя России.
Законопроект содержит как нормы прямого действия, устанавливающие права, обязанности и социальные гарантии посла и представителя, так и перечень нормативных правовых актов, которые должны быть приняты в развитие положений данного документа.
Так, предусмотрена обязанность посла и представителя в целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Согласно законопроекту, для посла и постпреда предусмотрен ряд запретов. Так, они не могут замещать другие должности в государственных и местных органах власти; заниматься бизнесом лично или через доверенных лиц; вести другую оплачиваемую деятельность, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
«При этом преподавательская, научная или иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством России, международными договорами России или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями», - говорится в законопроекте.
Посол и постпред не имеют право использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности. Они также не могут получать гонорары за публикации и выступления в качестве посла или постпреда.
Согласно законопроекту, им запрещено получать в связи с должностным положением вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц, за исключением подарков в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.
«Посол, представитель уведомляют о получении подарков, полученных ими в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой и другим официальным мероприятием, и передают указанные подарки по акту приема-передачи в порядке, установленном актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти», - говорится в проекте документа.
Сданные подарки они могут выкупить в порядке, установленном законодательством России.
Послу и постпреду запрещается «допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности федеральных государственных органов, иностранных государств, международных организаций, где посол, представитель осуществляют свою профессиональную деятельность, если это не соответствует официальной позиции Российской Федерации».
Они не могут использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также для предвыборной агитации.
Послы и постпреды, как и другие госслужащие, должны ежегодно предоставлять декларации о доходах и имуществе, следует из законопроекта.
Большинство гарантий, которые предусмотрены законопроектом, уже есть в действующем законодательстве и будут распространяться на посла и постпреда до принятия рассматриваемого законопроекта. В законопроект включены как действующие, так и дополнительные гарантии.
Так, например, лицам, замещающим государственные должности России, установлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня. Аналогичная норма предусмотрена в данном законопроекте для посла и постпреда.
Среди дополнительных социальных гарантий предлагается установить компенсацию транспортных расходов, связанных с поездкой в Москву при проезде к месту проведения ежегодного отпуска в России и обратно в государство пребывания (не более одного раза в год).
В законопроекте прописан порядок выплаты денежного вознаграждения послу и постпреду.
Также предлагается ввести выплату единовременного пособия в размере десяти денежных вознаграждений в рублях при увольнении с должностей посла, представителя в связи с выходом на пенсию по старости лицам, имеющих стаж дипломатической службы не менее 20 лет.
Кроме того, предусмотрены гарантии, связанные с погребением погибших (умерших) граждан в период замещения ими должностей посла, постпреда, а также в случае смерти граждан, уволенных с указанных должностей в связи с истечением срока пребывания в должности и имеющих стаж дипломатической службы не менее 20 лет.
Финансирование законопроекта предусмотрено в пределах установленного для МИД России объема бюджетных ассигнований федерального бюджета, дополнительных ассигнований не потребуется, отмечается в пояснительной записке.