Доля информированных респондентов (правильно называют дату предварительного голосования и его суть) примерно соответствует целевым ориентирам партии по активности избирателей на праймериз (в среднем это интервал от 8% до 15%, ранее партия объявляла о планах отпечатать бюллетени на 10-15% избирателей). То есть за неделю до даты предварительных голосований в большинстве исследованных округов партия сформировала то ядро осведомленных избирателей, на которое изначально рассчитывала при планировании кампании предварительного голосования, сообщается на сайте ВЦИОМ.
«Очень высокий уровень осведомленности о праймериз (32% правильно раскрывают смысл процедуры, 36% осведомлены о дате праймериз) – в Дмитровском ОИО Московской области, где активную кампанию ведут федеральный «тяжеловес» И. Роднина и известный местный политик Б. Надеждин» - говорится в сообщении ВЦИОМ.
Также повышен показатель еще в одном сложном подмосковном округе - Одинцовском ОИО (24%), а также, например, в Арсеньевском ОИО Приморского края (30%), отличающемся крайне конкурентной кампанией.
«В таких и им подобных округах, где интенсивность кампании и предвыборной борьбы существенна, в принципе можно ожидать повышенной явки на праймериз по сравнению со средней по региону и стране», - отмечает ВЦИОМ.
Доля положительных оценок самой идеи открытых предварительных голосований как предварительного отбора кандидатов разных партий на выборы в основном лежит в интервале 35-45% опрошенных (включая и тех, кто не собирается идти на праймериз «Единой России»). Наоборот, доля отрицательно воспринимающих идею предварительных выборов незначительна.
«Эти данные, равно как и результаты фокус-групповых исследований в разных регионах, свидетельствуют о том, что в обществе существует запрос к партиям на то, чтобы процесс согласования партийных кандидатов на выборы разных уровней переводился из «кулуарного» (непрозрачного) режима в публичный и конкурентный формат. Причем поддержка идеи праймериз звучит от избирателей всех парламентских партий, включая и КПРФ, а не только «Единой России». Например, в Шелеховском округе №95 (Иркутская область, где губернатором является представитель КПРФ) 34% сторонников КПРФ положительно отнеслись к идее праймериз, и только 14% - отрицательно. В Карелии, где позиции КПРФ, наоборот, слабы, 46% сторонников коммунистов поддержали идею праймериз», - сообщает ВЦИОМ.
Структура опросного инструментария предполагала определение отношения респондентов к предварительному голосованию в два этапа. На первом этапе выявлялась их информированность о предстоящем голосовании и желание принять участие в нем. На втором этапе, респондентам, которые заявляли о готовности принять участие в голосовании, задавались вопросы об отношении к участникам предварительного голосования: определялся их уровень известности, положительного и отрицательного отношения, а также - готовность проголосовать за них в ходе праймериз.
Электоральные рейтинги участников предварительных голосований определены на основе ответов тех респондентов, которые заявили о намерениях участвовать в предварительном голосовании. Однако, как и на основных выборах, величина и структура явки на праймериз может отличаться от декларируемой в ходе соцопросов. Поэтому задача каждого из претендентов 22 мая – конвертировать свою декларируемую поддержку в фактический приход сторонников на участки предварительного голосования. Кроме того, на праймериз избиратели смогут отдать голоса сразу нескольким кандидатам - тогда как в ходе опросов, как правило, респондентам предлагается указать только один, наиболее предпочитаемый выбор.
Напомним, в воскресенье свое предварительное голосование проведет крупнейшая партия «Единая Россия». Участие в нем стало обязательным для выдвижения на выборах в Госдуму, которые пройдут 18 сентября. Предварительное голосование пройдет по всем регионам страны и будет тайным и рейтинговым. Каждый избиратель сможет проголосовать не за одного кандидата, а за нескольких в каждом списке. В руководстве партии рассчитывают, что это позволит выявить лидеров общественного мнения.
Подробно о том, как партия готовится к голосованию и как решает возникающие проблемы, газета ВЗГЛЯД писала в большом аналитическом тексте.