Часто дорожно-транспортные происшествия случаются по вине водителей-лихачей. Однако для предотвращения ДТП дисциплинированным водителям нередко тоже приходится совершать маневры, создающие опасную ситуацию на дороге. По мнению профессионального сообщества, такие действия нельзя характеризовать как «опасное вождение», сообщили «Известия».
Экспертное автосообщество предлагает внести в термин «опасное вождение» дополнительное понятие «действие, совершенное со злым умыслом
В нынешней редакции документа под «опасным вождением» понимается «создание водителем в процессе управления транспортным средством опасности для движения путем неоднократного совершения одного или нескольких действий, связанных с нарушением правил, выражающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты; несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдении бокового интервала; необоснованном резком торможении; препятствовании обгону».
Председатель Гильдии автошкол Сергей Лобарев в своем обращении отмечает, что в проекте правительственного постановления необходимо разделить понятия «опасное» и «неосторожное» вождение. «Главным критерием для различия этих понятий предлагается считать наличие или отсутствие злого умысла в действиях водителя. Экспертное автосообщество предлагает внести в термин «опасное вождение» дополнительное понятие «действие, совершенное со злым умыслом», – отмечается в документе.
«К примеру, в случае неожиданного появления на проезжей части ребенка водитель был вынужден применить экстренное торможение – это можно считать «неосторожным вождением». В случае если водитель умышленно и неоднократно грубо нарушает ПДД (совершает необоснованные ускорения, торможения или перестроения), создает опасность для других участников дорожного движения и вынуждает их совершать маневры для предотвращения ДТП, эти действия можно классифицировать как «опасное вождение», – отмечает Сергей Лобарев, который ссылается на зарубежный опыт.
За агрессивное или опасное вождение ответственность предусмотрена во многих странах мира, однако одновременно законодательства этих стран разделяют «агрессивное» или «опасное» вождение и «неосторожное», то есть нарушение, совершенное однократно и без явных намерений. Главным критерием для различия этих понятий за рубежом как раз считается наличие или отсутствие в действиях водителя злого умысла.
Агрессивное вождение наказывается штрафами, лишением права управления и тюремным заключением в 11 американских штатах. Размер штрафов при этом колеблется от 500 до 2,5 тыс. долларов. В Японии нарушителей ждет не только штраф, но и исправительные работы в течение шести месяцев. В Австралии за опасный стиль езды водителя могут оштрафовать на сумму до 5,5 тыс. долларов и лишить прав на срок до трех лет, а за повторное нарушение – до пяти лет или поместить под административный арест.
В обращении Сергея Лобарева также отмечается, что одной из сложностей применения понятия «опасное вождение» является фиксация одного из подпадающих под эту категорию нарушений – «перестроения при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты» («игра в шашки»). Учитывая, что за одну секунду при скорости 90 км/ч автомобиль проезжает 25 м, предлагается фиксировать это нарушение по времени в течение 5–7 секунд или расстоянию – 250–300 метров.
Эксперты предлагают определять нарушителей с помощью ГЛОНАСС, камер автоматической видеофиксации, видеорегистраторов сотрудников ГИБДД и показаний других водителей.
«Считаем, что введение в формулировку такого нарушения, как «несоблюдение бокового интервала», проблематично для фиксации, поскольку отсутствует четкий критерий для определения безопасного бокового интервала. Введение данного пункта может привести к тому, что любой мотоциклист, движущийся между рядами, будет также являться опасным водителем. Предлагаем исключить данный пункт из формулировки», – также отмечается в обращении.
Публичное обсуждение проекта правительственного постановления состоится 31 марта при участии представителей общественных организаций и заинтересованных ведомств.
Напомним, в понедельник глава российского правительства Дмитрий Медведев поручил своему первому заму Игорю Шувалову провести широкое обсуждение введения в правила дорожного движения термина «опасное вождение».