В этом же сообщении говорится о том, что Франция «уже перечислила упомянутые средства и после возврата оборудования обретет право собственности и сможет распоряжаться обоими кораблями». «В Москве считают вопрос «Мистралей» полностью урегулированным», - констатирует пресс-служба российского президента.
Ранее РИА «Новости» со ссылкой на коммюнике Елисейского дворца сообщило, что договоренность была достигнута во второй половине дня в среду в ходе телефонных переговоров между Франсуа Олландом и Владимиром Путиным. Россия целиком и полностью получит возмещение сумм, заплаченных авансом в рамках контракта на поставку «Мистралей», отмечается в сообщении французской стороны.
Накануне стало известно, что группа российских специалистов намерена в сентябре отправиться во Францию для демонтажа оборудования связи и управления с вертолетоносцев.
Добавим, что 10 июля сообщалось: Москва и Париж подготовили проект соглашения по «Мистралям» документ будет подписан после его утверждения на уровне правительств двух стран.
Цена вопроса
Контракт на поставку двух вертолетоносцев, подписанный в 2011 году французской компанией DCNS и Рособоронэкспортом, оценивался в 1,2 млрд евро. 27 июня французский журнал Challenges писал, что Франция пытается добиться выплаты за «Мистрали» менее 1 млрд евро.
31 июля газета «Коммерсант» со ссылкой на источники в сфере военно-технического сотрудничества сообщила, что Франция вернет России почти 1,2 млрд евро. На момент начала переговоров Франция в случае получения документальных подтверждений была готова возместить «расходы и убытки» в размере 784,6 млн евро. Россия свои потери оценивала в большую сумму. Помимо чисто выданного аванса – 892,9 млн евро – туда входили также средства, потраченные на обучение 400 моряков из экипажа, строительство инфраструктуры для базирования вертолетоносцев во Владивостоке и работы по созданию четырех опытных образцов палубных вертолетов Ка-52К – все вместе 1,163 млрд евро.
В «Мистралях» нужды нет
Первый вертолетоносец класса «Мистраль» – «Владивосток» – должен был отправиться в Россию в 2014 году, второй – «Севастополь» – в 2015 году. Против поставки кораблей выступили США.
В прошлом году Париж приостановил поставку кораблей, за которые получил деньги, мотивируя это своим несогласием с политикой России на Украине. Оппозиция и профсоюзы Франции критиковали президента Пятой республики за отказ поставить России «Мистрали», намекнув на давление со стороны Вашингтона.
Эти корабли, переходящие в распоряжение военно-морских сил Франции, французским военным не нужны, утверждает авторитетное французское издание «Эко». «Заявление (об урегулировании вопроса о расторжении контракта с Россией) не решает вопрос о расходах на содержание этих кораблей. У ВМС Франции и так уже есть в распоряжении три «Мистраля», и в дополнительных вертолетоносцах нужды нет. Финансовой возможности содержать эти новые корабли тоже нет», - цитирует статью «Интерфакс». «Содержание кораблей стоит компании DCNS от 1 млн до 2 млн евро в месяц, и у компании нет никаких иллюзий: там понимают, что французское государство не компенсирует ей в полном объеме эти расходы», - пишет «Эко».
Потенциальные покупатели
Французское издание предполагает, что Париж попытается продать оба «Мистраля», пусть даже по заниженной цене. Среди возможных покупателей «Мистралей» упоминаются Канада и Индия. Но, напоминает «Эко», «вертолетоносцы, заказанные Москвой, разрабатывались для холодного климата. В частности, был предусмотрен подогрев палубы. Это идеально для плаваний в Балтийском море, но выглядело бы излишеством, скажем, в Индийском океане».
В середине июля американский военный аналитик, адъюнкт-профессор Паттерсоновской школы дипломатии и международной торговли, военный эксперт Роберт Фарли заявил, что построенные, но не отданные России «Мистрали» могут быть предложены Бразилии. Такой выбор более реален, чем варианты с США, Китаем и Канадой, которые обсуждались раньше, подчеркнул эксперт в статье, опубликованной в журнале The National Interest.
Впрочем, в мае обозреватель «Жэньминь жибао» Жэнь Яцю, оценивая перспективы Франции предложить корабли Бразилии, называл политические обстоятельства, препятствующие этому. «Не стоит забывать о том, что Бразилия и Россия – страны – члены БРИКС. Даже если Бразилия хочет приобрести «Мистрали», она в первую очередь должна подумать о дальнейших отношениях с Россией.