Творческое задание из «части С» - наиболее сложный раздел экзамена, который приносит значительное количество итоговых баллов. Ученикам предлагается отрывок из художественного текста, который необходимо проанализировать, выбрать одну из затронутых автором тем и написать по ней собственное эссе. Эта работа проверяется не машиной, а экспертом, пишет «Коммерсант».
Проверка задания и вызывает претензии учеников и их родителей. Первый пункт «Критериев оценивания задания», утвержденных Рособрнадзором, гласит, что экзаменуемый должен «верно сформулировать одну из проблем исходного текста». Но эксперты требуют писать сочинение только по той проблеме, которую они считают главной. Если выпускник решил проявить творческий подход и выбрал другую тему, упомянутую автором текста, ему не засчитывают задание. В итоге ученик лишается значительного количества баллов, необходимых для поступления в вуз.
Как рассказала изданию выпускница московской гимназии Александра, ей на экзамене достался текст Бориса Екимова о русском языке.
«Автор затрагивал несколько проблем: сохранение русского языка, любовь к Родине, а также отношение человека к природе. Автор рассуждал о том, что химические заводы в погоне за прибылью засоряют реки, а дети и школьные учителя берегут родники и чистят их,- рассказала выпускница. - Поскольку нигде не было сказано, что надо выбрать главную проблему, я написала на тему бережного отношения к природе, которая мне близка. Но эксперты посчитали, что я сделала неправильный выбор».
По словам Александры, на апелляции ей сказали, что 0 баллов поставили всем, кто писал эссе не о русском языке.
«Мне показали листок с заголовком «Примерный круг проблем» и сказали, что раз в этом списке нет сформулированной мною темы, значит, ее нет и в тексте Бориса Екимова», - говорит выпускница.
Баллы девушке так и не подняли, ее мать написала жалобу в Рособрнадзор, но ответа пока не получила.
Выпускнице из Калуги Анастасии достался отрывок из рассказа «Летний паводок» Владимира Солоухина. Автор рассказывает, как неожиданно нахлынувшая вода затопила нору выхухоли с детенышами, а потом рассуждает о войне. Девушка пришла на апелляцию по другому поводу, но эксперт первым делом спросил у нее, по какой теме она писала сочинение.
«Услышав про Солоухина, он раздраженно сказал, что если я тоже выбрала тему войны, то могу сразу уходить, так как мою работу он рассматривать не будет, - сказала Анастасия. - Я ответила, что писала на тему природы. Эксперт сказал, что это тоже неправильно, и мне повезло, что работу проверил не он, иначе мне бы тоже сняли баллы».
Ссылаясь на «Примерный круг проблем», эксперт заявил, что эссе нужно было писать о материнстве. Девушка добавила, что комиссия в итоге отказалась рассматривать апелляцию, пригрозив снизить баллы за тему эссе.
Беглый поиск по социальным сетям выдает десятки жалоб на схожие решения экспертов по текстам Бориса Екимова и Владимира Солоухина. Во всех случаях, рассказывают школьники, эксперты указывают все на тот же «Примерный круг проблем».
«ЕГЭ - это экзамен. Всегда будут те, кто хотел бы повысить результат, оспаривая полученную оценку, - прокомментировала претензии председатель федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько. - Но это не массовое явление - экзамен по русскому языку сдавали около 700 тыс. экзаменуемых, доля апелляций в процентном соотношении ничтожно мала».
По ее словам, в этом году тему верно определили в среднем 98% экзаменуемых.
«В критериях заложен примерный круг проблем, которые определяются разработчиками экзаменационных материалов, - рассказали в Рособрнадзоре. - Если выпускник отклоняется от указанного примерного круга проблем, то решение принимается председателем региональной апелляционной комиссии».
По данным ведомства, верно определили проблематику текстов более 95% участников ЕГЭ.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев 22 июня заявил, что Россия не откажется от ЕГЭ, потому что прежняя система - это прошлый век.
ЕГЭ в России служит одновременно выпускным экзаменом в школе и вступительным экзаменом в вуз, а с 2009 года единый экзамен ‒ единственный способ окончить российскую школу, а с 2014 года ‒ единственный способ поступить в вуз. С момента своего появления единый экзамен неоднократно критиковался и подвергался корректировкам.