«Честно говоря, нечистоплотность партнеров давно перестала удивлять. Но вот ее масштабы по-настоящему шокировали. Раз Брюссель захотел поговорить об этом начистоту и публично – милости просим, фрау мамзель, нам, простым лапотникам, не привыкшим к изысканной деликатности, оно только на руку», – написала Захарова в своем Facebook*.
Почему господин Гудков заинтересовался этой темой только после того, как об этом заговорили в европейских столицах, хотя о существовании стоп-листов было прекрасно известно почти 1,5 года
Она напомнила, что в 2014 году ЕС начал включать российских граждан в так называемые санкционные списки. «В качестве изначальной причины подобного решения Брюссель назвал «подрыв указанными лицами территориальной целостности Украины». По мере погружения в пучину антироссийских фобий европейские политики разных калибров называли намного более эмоционально окрашенную мотивацию подобных шагов: от «давно пора» и до «никуда не денутся и приползут на коленях». К сожалению для драматургии, ползти никто никуда не собирался, потому что генетически и исторически крылья мешают», – отметила дипломат.
Она напомнила, что «с самых первых дней начала западной санкционной политики российская сторона на всех уровнях как публично, так и в ходе переговоров» заявляла о том, что санкции – тупиковый путь и что Россия вынуждена будет отвечать зеркально. В итоге в ответ на западные санкционные списки российская сторона по принципу взаимности разработала свои.
«Россия не предает эти списки гласности. При наличии у европейских обладателей дипломатических паспортов сомнений в отсутствии проблем со въездом на территорию России они могут уточнить в российских посольствах и генконсульствах информацию. Российские загранучреждения оперативно предоставят исчерпывающие данные о возможности посещения России», – заявила Захарова.
«Повторю еще раз: и публично, и по дипломатическим каналам (в ходе переговоров, встреч, на площадках международных организаций) европейским, как мы до сих пор полагаем, коллегам были даны ответы на все их вопросы как о причинах введения ответного российского списка, так и по схеме действий европейских политиков, желающих посетить Россию», – заверила представитель МИДа.
«Несмотря на наши неоднократные и настойчивые просьбы, адресованные еэсовцам, интересоваться в российских консульствах соответствующей информацией перед поездкой в Россию, многие наши призывы игнорировали и шли так сказать напролом, только лишь по прилете в Россию обнаруживая, что зря купили авиабилет», – отметила она.
По словам Захаровой, российская сторона «относится к спискам как к вынужденной ответной мере, а не как к возможности лишний раз уколоть кого-то побольнее или устроить политическое шоу». «Мало того, по линии МИД России неоднократно давались разъяснения о том, что завершение Евросоюзом списочной эпопеи так же приведет к аналогичной реакции российской стороны», – сообщила она.
«Так вот, Брюссель по дипломатическим каналам начал просить Москву предоставить списки для минимизации неудобства потенциальных отказников. Проще говоря, нас начали просить пойти навстречу тем, кому лень обратиться в российские загранучреждения за информацией, чтобы они не тратили зря время и деньги и были оповещены заранее, – рассказала Захарова. – Москва конструктивно отреагировала на эту просьбу, и списки по дипломатическим каналам были предоставлены. Что было дальше? А дальше было самое интересное».
«Эти же самые «коллеги», которые просили пойти навстречу «для их же удобства», моментально предали списки огласке. Начали требовать от Москвы официальных объяснений, сделав вид, что понятия не имеют о всей истории со списками», – сообщила дипломат.
«Господа, это низко», – заявила она.
«Специально для европейских дипломатов, которые как бы не знают, почему российская сторона ввела ответный список, и как бы забыли, что им были даны подобные разъяснения в ходе многочисленных переговоров», Захарова привела цитаты высокопоставленных сотрудников МИД России, «которые на протяжении почти полутора лет публично комментировали историю со стоп-листами». «Если в Европе этих заявлений не видели, то значит, их посольства в Москве халтурят и не информируют столицы», – отметила Захарова.
Кроме того, она пообещала, что МИД ответит на депутатский запрос депутата Дмитрия Гудкова, попросившего раскрыть ему имена из черного списка.
«Но у меня есть несколько встречных вопросов. Где же был господин Гудков с марта 2014 по май 2015? Почему заинтересовался этой темой только после того, как об этом заговорили в европейских столицах, хотя о существовании стоп-листов было прекрасно известно почти 1,5 года? Не является ли запрос господина Гудкова, кстати, члена комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству, не столько желанием углубить знания в вверенном ему предмете, сколько стремлением отметиться по, как принято говорить, резонансному делу?
Консультировался ли господин Гудков с коллегами по законодательному собранию, например, с членами комитета по международным делам, на предмет правовых основ введения запрета иностранцам на въезд на территорию Российской Федерации или сразу сел и написал запрос? Направлял ли господин Гудков какие-либо письма в Вашингтон и Брюссель (депутатскими запросами их не напугаешь) с требованием разъяснить правовые основы введения ими санкционных списков в отношении российских граждан? И почему судьба зарубежных граждан волнует российского депутата больше, чем судьба отечественных?» – написала Захарова.
В воскресенье стало известно, что депутат Госдумы Дмитрий Гудков** направил в МИД запрос с просьбой предоставить ему список лиц, которым запрещен въезд в Россию.
«Не оспаривая необходимость применения специальных дипломатических мер, считаю, что подобные решения должны приниматься с учетом мнения парламента и его соответствующих комиссий и комитетов», – говорится в запросе.
В депутатском запросе Дмитрий Гудков просит МИД «опровергнуть или подтвердить наличие подобного списка и, в случае подтверждения, предоставить (ему) перечень лиц, вошедших в него», а также «указать, на основании каких законов и по каким критериям составлялся данный список».
Ранее в распоряжении финских и немецких СМИ оказалась копия переданного Москвой посольствам стран Евросоюза списка из 89 официальных лиц, которым запрещен въезд на территорию России.
Напомним, страны ЕС обратились к Москве с просьбой обнародовать списки официальных лиц, которым запрещен въезд в Россию, с тем чтобы они не узнавали о своем статусе на границе, как это случилось с депутатом Бундестага Карлом-Георгом Вельманом.
Санкции в отношении европейских политиков, чиновников и военных Москва ввела в ответ на аналогичные рестрикции, принятые Евросоюзом в прошлом году из-за конфликта вокруг Украины.
При этом российская сторона не стала публиковать свои черные списки, советуя иностранцам перед поездкой обращаться в российские посольства в странах ЕС.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ
** Признан(а) в РФ иностранным агентом