«Подобная реакция вызывает недоумение. Она необъяснима и абсурдна с точки зрения международного права. Статьей 3 Договора о Шпицбергене 1920 г. предусмотрен свободный доступ на архипелаг граждан государств – участников договора», – говорится в сообщении на сайте МИДа.
МИД отмечает, что введенные против Рогозина санкции не отменяют положение договора и в данном случае нерелевантны.
«Таким образом, международно-правовых оснований для предъявления российской стороне каких-либо претензий не имеется. Кроме того, не было нарушено и законодательство Норвегии, что признается самой норвежской стороной», – отметили в ведомстве.
«Сожаление вызывает инициативное присоединение Норвегии к антироссийским санкциям ЕС, что оборачивается негативными последствиями для российско-норвежских отношений и, как мы видим, приводит к искаженному восприятию реалий нашими норвежскими соседями», – заключил МИД.
В воскресенье МИД Норвегии запросил у посольства России разъяснений в связи с посещением вице-премьером России Дмитрием Рогозиным архипелага Шпицберген.
Рогозин прибыл на Шпицберген в субботу, откуда стартовал в экспедицию к Северному полюсу. Там в воскресенье Рогозин, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев и министр природных ресурсов Сергей Донской приняли участие в церемонии открытия российской дрейфующей арктической станции «Северный полюс – 2015».
После этого они на вертолетах высадились на льдине в районе Северного полюса и временно установили стелу-указатель. Рогозин провел на Северном полюсе около получаса. Вместе со всей командой он сфотографировался в этой точке с флагом России, знаменем Победы, Андреевским флагом, а также флагом Военно-исторического общества.
Напомним, Шпицберген, который норвежцы называют Свальбардом, расположен в Северном Ледовитом океане между 76-й и 80-й параллелями. Он был передан под суверенитет скандинавского королевства после Первой мировой войны при условии сохранения за ним особого международного статуса. Шпицбергенский трактат, подписанный в 1920 году, закрепил суверенитет Норвегии над архипелагом, однако все участники договора, а это более 50 государств, имеют равные права на эксплуатацию его ресурсов. Тем не менее экономическое присутствие на Шпицбергене на сегодняшний день поддерживают лишь Норвегия и Россия.