В понедельник комиссия Общественной палаты по развитию науки и образования провела круглый стол «Базовое содержание школьного образования в контексте новых стандартов». На мероприятии также присутствовали ведущие специалисты министерства образования и науки, эксперты, представители системы общего образования и преподаватели столичных вузов.
Весь вопрос в сроках - чтобы министерство быстрее предпринимало шаги
Темой обсуждения стал вопрос о соотношении требований государственного образовательного стандарта и конституционных требований к обеспечению единого образовательного пространства в России. Участники попытались донести до чиновников и представителей педагогического сообщества информацию о промежуточных итогах мониторинга реализации поручений президента России Владимира Путина по итогам форума Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны». Срок выполнения этого поручения – 15 июля. Одно из поручений президента касалось деятельности Минобразования, которое должно определить базовое содержание школьного образования.
Заместитель председателя предметной комиссии по русскому языку и литературе Роман Дощинский рассказал, что представители министерства подтвердили, что у них в планах стоит исполнение этого поручения. «Но как показало обсуждение, все-таки механизмы исполнения этого поручения могут быть совершенно разными. Мы иногда расходились в позициях относительно того, каковы способы исполнения поручения», - признал он.
Дощинский напомнил, что стандарты образования были приняты в еще 2010 году, а запущены должны быть этой осенью с началом учебного года. Но кроме самих стандартов «больше ничего нет». «Стандарты имеют рамочную структуру и не ставят задачи определить содержание образования вообще, - пояснил член Общественной палаты. - В законе о стандартах есть пункт «требование к результатам». То есть, самих результатов нет, а есть только требования к ним. Вопрос в том, как будет исполнено поручение президента. Одни утверждали, что есть концепция преподавания истории, математического образования. Возможно, ядро содержания образования может быть прописано в этих концепциях». Представители минобраза, по словам Дощинского, говорили о том, что они готовы внести поправки в сам стандарт, то есть дополнить стандарт реальными дидактическими единицами по каждому предмету. «Это было бы самым лучшим вариантом, - полагает собеседник. - Иначе учитель встретит 1 сентября с одним документом – стандартом и все. И на основании этого стандарта он будет создавать свою рабочую программу».
Другой возможный путь – исполнить президентское поручение через примерные основные образовательные программы. «В законе об образовании написано, что основным документом является стандарт. Но у стандарта еще есть так называемые примерные основные образовательные программы, которые указывают, как именно учителю написать рабочую программу, - пояснил Дощинский. - Но сама формулировка «примерные» означает, что там больше общей ориентировки и слово «примерные» намекает на то, что все исполнять с точностью не надо, как это «примерно» написано в программе».
По словам собеседника, представители министерства пообещали, что готовы внести поправки в стандарт об образовании и это «оптимальный путь». «Но дело в том, что министерство пока ничего не сделало для этого. Пока оно только провозглашает, что готово внести поправки. Но внесение поправок может тянуться месяцами! Стандарт принимала Госдума. Она будет вносить поправки. А базовое содержание надо еще разработать. Это тоже не дело одного дня. А на дворе март месяц. То есть слишком много надо еще продумать», - указал Дощинский, добавив, что кроме того у учителя до начала учебного года еще должно быть время изучить базовое содержание.
Тем не менее, убежден Дощинский, главная цель мероприятия была достигнута. «Министерство образования и мы понимаем, что самый оптимальный механизм реализации президентского поручения – это внесение поправок в образовательные стандарты. Весь вопрос в сроках. Чтобы министерство быстрее предпринимало шаги. Будут ли разработчики базового содержания учитывать основные положения концепций образовательных предметов», - подытожил он.