Согласно отчету летной подкомиссии по расследованию катастрофы, перед катастрофой на дежурство на летное поле вышли три снегоуборочные машины, которые, как и положено, сопровождал на джипе начальник смены аэродромной службы Владимир Леденев, пишет «Коммерсант».
Согласно инструкциям, перед выездом все они должны были пройти медосмотр. В аэропорту отменили проверку частоты пульса и артериального давления работников, она занимала много времени и могла привести к задержкам вылетов. В итоге врач ограничилась визуальным осмотром.
Около 18.30 у одной из машин погнулся нож ротора, и Леденев был вынужден сопровождать водителя на базу для ремонта. Вскоре после этого под ротором еще одной машины оказались обломки аэродромного фонаря. В итоге инженеру пришлось вызывать к месту работ специалистов-электриков.
К 19.00 в районе так называемой центральной крестовины, где пересекаются взлетно-посадочные полосы аэропорта, началось интенсивное дорожное движение. В трафике помимо двух снегоуборщиков и машины их сопровождения участвовали «Газель» электриков, тягач, доставивший Falcon на старт, и автомобиль строителей, прокладывавших кабель в районе посадочной полосы.
Водители всех этих машин постоянно запрашивали у диспетчеров разрешения на пересечение одной из двух ВПП аэродрома.
Водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко был пьян, он потерял ориентацию на летном поле и случайно преградил путь взлетающему самолету. Его самого тем временем потерял начальник смены, который должен был следить за снегоуборщиком, но тоже оказался нетрезв, передает ТАСС.
При этом руководила взлетом девушка-стажер, даже не подозревавшая о том, что обе взлетные полосы в аэропорту заняты спецтехникой. Для нее это была всего вторая ночная смена, говорится в отчете.
По данным комиссии, препятствие в виде снегоуборщика на «крестовине» появилось внезапно, а видеть маневры машины стажер не могла, поскольку они происходили в слепой для нее зоне.
Представители обвиняемых сообщили, что слышали о выводах экспертов и полагают, что они как раз свидетельствуют о невиновности диспетчеров. Во всяком случае, об их прямой причастности к катастрофе в отчете технической комиссии не сказано.
Впрочем, следует отметить, что пока речь идет лишь о предварительных итогах расследования, которые, очевидно, лягут в основу окончательного отчета о причинах катастрофы Межгосударственного авиационного комитета. На выводы авиаэкспертов, в свою очередь, и будут ориентироваться сотрудники СКР при предъявлении окончательных обвинений по делу.
Напомним, катастрофа произошла в ночь на 21 октября, в 23.57. В результате столкновения легкомоторного самолета Falcon 50 со снегоуборочной машиной погибли четыре человека, включая президента французского энергетического концерна Total Кристофа де Маржери.
Следователи СК возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК России («Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного судна, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»).
Основными версиями крушения самолета назывались ошибка диспетчеров и действия водителя снегоуборочной машины.
31 октября СК предъявил обвинения водителю снегоуборщика Владимиру Мартыненко по делу об авиакатастрофе в аэропорту Внуково.
Басманный суд Москвы также арестовал диспетчера, инженера аэродромной службы, диспетчера-стажера из Внуково.