«Выполненные в 2013 году объемы медпомощи в сравнении с нормативами и данными 2012 года говорят о снижении ее доступности и качества», - цитируется в сообщении на сайте ведомства заявление аудитора Александр Филипенко.
Он указал, что по итогам 2013 года сокращено 76 поликлинических учреждений и 302 больницы. В государственных больницах сокращено 35 тыс. коек. В селах за 2013 год сократили 14 тысяч коек - 4,5%. Наибольшее сокращение коек отмечено в Волгоградской области (9,1%), Республике Татарстан (7,2%), Свердловской области (4,8%), Приморском крае (4,1%) и Москве (3,7%). При этом во всех указанных регионах, кроме Москвы, объемы оказанной стационарной помощи в 2013 году значительно превышают нормативные значения.
По словам аудитора, объем платной медпомощи увеличился на 14 млрд рублей, на 12% выросло число больных, пролеченных в стационарах платно. «Это те же государственные ЛПУ (лечебно-профилактические учреждения), те же койки, но приоритет отдается платным пациентам, ограничивая доступность помощи в рамках ОМС (обязательного медицинского страхования). Наибольший рост платных услуг отмечен в Москве, Санкт-Петербурге, Республике Татарстан», - отметил Филипенко.
Аудитор сообщил, что Минздрав не выполнил свои полномочия по утверждению стандартов медпомощи. Стандартами для стационарных условий покрыто всего 17,2% заболеваний. В итоге федеральная программа госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи (ПГГ) сформирована без учета стандартов медпомощи и их стоимости в нарушение законов «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и «Об обязательном медицинском страховании».
С 2013 года оплата медпомощи должна осуществляться на основании полного тарифа, включающего все статьи затрат: зарплату, коммунальные расходы, транспортные услуги, закупку медикаментов, расходных материалов и др. Однако Минздрав нарушил сроки и утвердил методику расчета стоимости тарифа только уже после принятия правительством федеральной ПГГ, как на 2013, так и на 2014 годы. Как следствие - регионы бессистемно устанавливают у себя стоимость лечения, указал Филипенко.
С 2013 года Минздрав предложил новый механизм формирования тарифов на основе клинико-статистических групп (КСГ). Однако, как считают в Счетной палате, когда стандартами охвачено только 17 проц заболеваний, КСГ не могут быть объективно сформированы, а значит их применение некорректно. «Мы не против КСГ, это один из возможных способов оплаты. Но все должно быть просчитано и финансово подкреплено», - сказал аудитор.
Кроме того, в Счетной палате указывают, что территориальные ПГГ сформированы с нарушениями законодательства, при этом Минздрав должен проводить мониторинг этих программ. В результате контрольного мероприятия выявлены факты утверждения терпрограмм с заниженными нормативами объема медпомощи и финансовых затрат, что привело к так называемому «скрытому» дефициту ПГГ.
Дефицит средств ОМС выявлен по 40 программам в 2013 году на сумму 26,1 млрд рублей, в 2014 году - по 59 программам на 55,3 млрд рублей.
Проблемы с расчетом стоимости медуслуг привели к значительным ее различиям по регионам. Например, по итогам 2013 года стоимость вызова скорой медпомощи в Тамбовской области составляла 1 тыс. рублей, в Северной Осетии - 3,5 тыс. рублей.
Таким образом, Счетная палата отмечает отсутствие должного контроля со стороны Минздрава и Фонда ОМС за реализацией программ, несовершенство нормативной правовой базы. В контрольном органе считают необходимым внести изменения в федеральную и территориальные ПГГ, а также в короткие сроки утвердить стандарты, рассчитать их стоимость и сформировать на их основе финансовое обеспечение ПГГ, передает ИТАР-ТАСС.