«От имени Союза машиностроителей - крупнейшей отраслевой организации России - считаю своим долгом довести до Вас озабоченность профессионального сообщества по поводу намерения США заключить соглашение с Украиной о поставке топливных элементов для украинских АЭС», - отмечается в послании депутата и одного из руководителей этой организации, передает ИТАР-ТАСС.
Гутенев подчеркнул, что не следует забывать о тяжелых последствиях аварий на Чернобыльской и Фукусимской АЭС
Специалистам хорошо известно, что подобные эксперименты однажды уже закончились отказом от использования на украинских станциях топливных сборок типа TBC-W американской компании Westinghouse, напомнил Гутенев.
«Их внедрение на АЭС Украины началось в 2005 году и уже по результатам опытной эксплуатации одна пилотная TBC-W была признана негерметичной. Катастрофы удалось избежать только чудом. В конструкцию были внесены изменения, - рассказал депутат. - Тем не менее, в процессе дальнейшей эксплуатации были обнаружены повреждения топливных сборок, в результате чего Украина приняла решение о запрете загрузки свежих TBC-W в активные зоны».
Кроме того, по словам Гутенева, «в ходе планово-предупредительного ремонта на Южно-Украинской АЭС в период 2012 - 2013 годов были также зафиксированы нарушения в работе этих сборок».
«По тем же причинам от попыток использования американских сборок отказались Чехия и Финляндия», - говорится в письме.
Депутат отметил, что на АЭС Украины стоят реакторы советского проекта, которые рассчитаны только на российское топливо, «поэтому дальнейшие попытки применения тепловыделяющих сборок американского производства неизбежно порождают угрозу выхода из строя украинских реакторов и повышают вероятность техногенных катастроф».
Гутенев подчеркнул, что не следует забывать о тяжелых последствиях аварий на Чернобыльской и Фукусимской АЭС. Возможная подобная техногенная катастрофа на АЭС Украины, особенно в западной ее части (Хмельницкая, Ровенская станции) при господствующей «розе ветров» непосредственно может угрожать безопасности европейских стран, сказал он.
«Германия является ведущей державой Европейского союза. Поэтому, выражая свою обеспокоенность, мы надеемся, что Вы используете свой высокий авторитет и влияние в мире и примете меры, направленные на то, чтобы не допустить ситуацию, грозящую техногенной катастрофой», - говорится в обращении.
Гутенев отметил, что в России не ставят под сомнение основополагающий принцип МАГАТЭ, зафиксированный в Конвенции о ядерной безопасности от 17 июня 1994 года и предусматривающий, что «ответственность за ядерную безопасность лежит на государстве, под юрисдикцией которого находится ядерная установка».
«Но, учитывая условную легитимность нынешнего руководства Украины, а также тяжелое экономическое положение, в котором находится страна, полагали бы целесообразным Ваше обращение к украинскому руководству с предложением о создании специальной группы в МАГАТЭ для проведения детальной экспертизы безопасности операций по замене топлива на украинских АЭС», - говорится в послании депутата.
Ранее СМИ сообщили о намерении украинской НАЭК «Энергоатом» и Westinghouse подписать договор на поставку ядерного топлива для трех реакторов украинских АЭС. В этой связи генеральный директор Росатома Сергей Кириенко выразил сомнения в безопасности таких решений и заявил, что политические решения не должны касаться вопроса использования американского ядерного топлива на украинских АЭС. «Это безусловное право каждой компании (в стране) определять, у кого она покупает топливо. Вместе с тем, на это не должны влиять политические решения», - сказал Кириенко, выступая на конференции по безопасности атомной энергетики. «При аварии все забудут, что оператор АЭС – Украина, а топливо – американское, и будут подымать шум по поводу того, что это плохой русский реактор», - заметил глава Росатома.
Напомним, внедрение американских TBC-W на АЭС Украины началось в 2004 году. Уже по результатам опытной эксплуатации одна пилотная была признана негерметичной, по результатам пилотной эксплуатации разработчик вносил изменения в конструкцию. Тем не менее, в ходе эксплуатации обнаруживались дальнейшие повреждения. Проведенный анализ конструкции TBC-W уже на начальном этапе эксплуатации позволил указать на ряд недостатков этой конструкции.