В последние годы Россия приступила к активному хозяйственному освоению своих северных территорий, включая добычу углеводородов, а также развитию Северного морского пути, который все в большей степени становится альтернативой традиционным маршрутам из Европы в Азию. На защиту российских интересов в Арктике направлен целый комплекс мер, в том числе военного характера, учитывая возросшее внимание к региону со стороны стран-членов НАТО. Предстоящее заседание Совбеза придать существенный импульс этой работе, о чем говорит масштабность документов, вынесенных на его обсуждение.
«Участники встречи рассмотрят практические аспекты и наметят комплекс мер по повышению эффективности выполнения ранее утвержденных президентом страны документов, в частности, «Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» и «Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года»«, - говорится в сообщении пресс-службы.
Россия располагает в Арктике самым мощным из своих флотов – Северным, в составе которого находятся стратегические подводные лодки. Однако в целом по уровню военной защиты регион существенно уступает другим областям страны, в силу как исторических, так и климатических и географических причин. В феврале высокопоставленный представитель Генштаба заявил РИА Новости, что в связи с этим до конца года в Минобороны может быть создана новая структура – Северный флот – Объединенное стратегическое командование. Помимо самого флота в него войдут арктические бригады, части ВВС и ПВО. В их задачу будет входить защита интересов России в Арктике.
Особое внимание будет уделено усилению охраны границ РФ в регионе: в начале апреля президент РФ Владимир Путин поручил ФСБ развивать пограничную инфраструктуру в Арктике.
На фоне таких планов весьма символичной стала акция, которую провели в начале месяца в районе Северного полюса военнослужащие ВДВ – впервые в истории они успешно десантировались на дрейфующие льды в рамках проведения опытной эвакуационно-спасательной операции. В Минобороны отметили, что личный состав не имел при себе штатного оружия, кроме полученных на полярной станции ножей и охотничьих ружей для защиты от диких животных.
Главным документом по экономическому развитию Арктики до 2020 года является государственная программа, проект которой был внесен в правительство в ноябре прошлого года. Изначально объем ее финансирования оценивался примерно в 1,8 трлн рублей, из которых 623 млрд будут направлены из федерального бюджета.
Национальная арктическая зона занимает более 21,6% территории России. Численность постоянного населения на начало 2013 года составляла чуть более 2,3 млн человек (1,6% населения страны). Программа предполагает включение в эту зону четырех регионов полностью и еще трех субъектов РФ частично (Мурманская область, НАО, ЯНАО, Чукотка, Якутия, Красноярский край, Архангельская область).
Программа нацелена как на развитие приоритетных секторов экономики, в том числе добывающих, так и на развитие инфраструктуры в регионе.
Планы России по промышленному освоению Арктики тесно связаны с богатым углеводородами участком шельфа, включающим хребты Ломоносова и Менделеева, на который страна претендует с 2001 года. Если ученым удастся доказать, что эти хребты – продолжение континентального шельфа России, у страны появится приоритетное право на разработку этих ресурсов, объем которых, по данным Минприроды, может достигать 5 млрд тонн условного топлива.
Ранее заявка РФ была отклонена в связи с недостатком информации. В начале апреля министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской доложил президенту, что заявка на расширение границ шельфа РФ в Арктике будет окончательно готова осенью и может быть внесена в соответствующую комиссию ООН весной 2015 года.
Первый работы на шельфе в столь суровых условиях у России уже есть - платформа «Приразломная» стала первой в мире стационарной платформой, используемой для добычи углеводородов на арктическом шельфе. В сентябре прошлого года платформу пытались взять штурмом активисты Greenpeace, протестовавшие таким образом против начала добычи нефти в Арктике. В результате 30 человек были помещены под арест. В декабре активистов отпустили по амнистии, приуроченной к 20-летию Конституции РФ.
На сегодняшний день накопленные инвестиции по проекту составляют около 90 млрд рублей. Извлекаемые запасы нефти Приразломного месторождения составляют 71,96 млн тонн, проектный уровень добычи - около 6 миллионов тонн в год (будет обеспечен после 2020 года). Всего за текущий год планируется добыть не менее 300 тыс. тонн.
В целом, как предполагает Минрегион, в 2020 году Россия сможет добывать в своей Арктической зоне 85 млн тонн нефти (против 68,4 в 2013-м) и 590 млрд кубометров газа (против 537 соответственно). По данным геологической службы США, Россия располагает 41% от общих неразведанных запасов всей Арктики по нефти (с учетом газового конденсата) и около 70% по газу.
Грузоперевозки по Северному морскому пути (СМП), временные рамки навигации на котором постепенно будут расширяться, могут за шесть лет вырасти в несколько раз за счет проектов добычи углеводородов и иностранного транзита, прогнозирует Минрегион в проекте программы развития российской Арктической зоны.
Согласно базовому сценарию программы, опубликованному в ноябре, к 2020 году перевозки могут вырасти до 28,8 млн тонн, в то время как по итогам 2013 года этот показатель ожидается на уровне лишь 4 млн тонн. Рост в первую очередь будет зависеть от темпов добычи минеральных ресурсов.
Как отмечает Минрегион, в последние годы Севморпуть стал развиваться и как транзитная магистраль, ведь доставка грузов по нему из Северной Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона на треть короче и на неделю быстрее, чем через Суэцкий канал и Индийский океан (в 2012 году транзитные перевозки по СМП составили 1,26 млн тонн).
Кроме того, в качестве «важного шага рассматривается постепенное расширение временных рамок полярной навигации, что нереализуемо без соответствующего развития основной инфраструктуры - портов, ледокольного и транспортного флота», отмечается в проекте программы.
«Общий грузопоток по трассам СМП при наложении всех благоприятных условий в перспективе предельно может составить до 75 млн тонн в год», - говорится в финансово-экономическом обосновании программы.