Вопрос об отсрочке вступающих в силу с нового года поправок в закон «О Центральном банке», которые должны были радикально ужесточить контроль за операциями банков с группами связанных между собой заемщиков, а также за операциями лиц, связанных с самими банкирами, обсуждался и был одобрен в понедельник на заседании комитета Госдумы по финансовому рынку. Об этом «Коммерсанту» рассказали участники заседания.
Причина отсрочки - закрытие западных рынков и необходимость для многих крупных заемщиков рефинансировать зарубежные кредиты в России
Речь идет об отсрочке на год (до 1 января 2016 года) целой группы поправок в статью 64 закона, принятых еще летом 2013 года и, как ранее планировалось, вступающих в силу с 1 января 2015 года. Если бы не отсрочка, с этой даты заемщики увязывались бы в одну группу не формально (на одних лишь юридических основаниях), а по существу - по правилам МСФО (на основании контроля или значительного влияния), а также при наличии экономической взаимосвязи между ними. А главное, увязать их в одну группу с банком с нового года мог бы и сам Банк России с использованием мотивированного суждения.
Всего этого благодаря поправкам, разработанным главой комитета Госдумы по финрынку Натальей Бурыкиной и поддержанным Минфином и Банком России, в следующем году не будет. Поправки с большой долей вероятности будут приняты до нового года: они идут дополнением к поправкам в банкротное законодательство, второе чтение которых состоится в ближайшее время.
Как указывают в ЦБ, причина отсрочки - закрытие западных рынков и необходимость для многих крупных заемщиков рефинансировать зарубежные кредиты в России, что без данных послаблений чревато нарушением банками нормативов работы со связанными лицами. Это нормативы Н6, ограничивающий кредитование групп связанных между собой заемщиков 25% капитала банка, и Н25, лимитирующий с нового года кредитования связанных с банком лиц 20% капитала.
«Ужесточение условий доступа к кредитам банков по принципу экономической связанности является несвоевременным. Расширенная трактовка связанности заемщиков, конечно, при определенных обстоятельствах снижает риски. Вместе с тем в условиях санкций многие крупные компании, ранее занимавшие за рубежом, будут вынуждены рефинансировать займы в российских банках. Поэтому с точки зрения устойчивости финансовой системы при ограниченности ресурсов риски сдерживания кредитования могут быть выше рисков концентрации кредитов у экономически взаимосвязанных заемщиков», - пояснил логику послаблений зампред Банка России Михаил Сухов.
Послабления для банков оказались приятным сюрпризом. Столь масштабных поблажек российский банковский рынок, регулирование на котором последнее время последовательно ужесточалось, не видел давно. Для многих банков использование мотивированного суждения для оценки связанности заемщиков стало бы проблемой, уверен зампред банка «Уралсиб» Алексей Гонус. Впрочем, в ряде крупных банков указывают, что антисанкционная подоплека, скорее всего, лишь одно из обоснований такого решения.
Правда, в ЦБ предупреждают: послабления, хоть и распространяются на все банки, не означают, что игроки, тайно от регулятора кредитующие в основном бизнес владельцев, на санкционной волне смогут продолжать в том же духе. По словам Сухова, для исправления этой ситуации у ЦБ с 1 января появляется дополнительный инструмент - начисление повышенных резервов по всем кредитам фирмам, не ведущим реальной деятельности, и компаниям, чей бизнес не приносит денежного потока. Таким образом, если с 1 января 2014 года повышенные резервы должны были начисляться только по вновь выданным сомнительным кредитам, то с 1 января 2015-го банки должны будут сформировать их по всему портфелю ранее выданных ссуд, указывают в ЦБ.