«Особое значение этот проект имеет для развития Сибири, Дальнего Востока и северных районов страны. В частности, на сибирских реках в прибрежных районах Северного морского пути», – цитирует ТАСС сообщение Никитина на заседании экспертного совета при комитете Госдумы по промышленности (по развитию предприятий ОПК) и специалистов «Лиги содействия оборонным предприятиям».
По словам Никитина, выполнение этого проекта имеет своей целью «сохранение населения восточных регионов России, развития в них промышленной инфраструктуры».
По оценке депутата Владимира Гутенева, который председательствовал на совещании, во главу угла этого проекта необходимо поставить экономическую целесообразность не только Минобороны России, но и гражданских отраслей, а также организацию региональных перевозок в труднодоступных местах.
«Что касается использования экранопланов в Минобороны, ФСБ, МЧС, то первичным будет вопрос не экономики, а высоких тактико-технических характеристик, необходимых этим ведомствам для решения поставленных перед ними задач», – подчеркнул парламентарий.
Экраноплан или судно на динамической воздушной подушке – высокоскоростное транспортное средство, аппарат, летящий в пределах действия аэродинамического экрана, то есть на относительно небольшой (до нескольких метров) высоте от поверхности воды, земли, снега или льда. При равных массе и скорости площадь крыла экраноплана намного меньше, чем у самолета. По международной классификации экранопланы относятся к морским судам.
Напомним, ранее СМИ сообщали, что флот экранопланов будет использоваться для сообщения с Крымом.
Также в 2013 году специалисты Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях им. Алексеева сообщали о начале разработки пассажирских экранопланов.
Отметим, что зимой 2013 года вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что Россия готова возобновить создание экранопланов, если Министерство обороны определит порядок использования этих транспортных средств. Уже осенью того же года был представлен морской пассажирский экраноплан «Акваглайд-5», концепцию которого разработало предприятие «Радар» совместно с ЦКБ им. Алексеева.
О разработках новых экранопланов в России говорилось и весной 2013 года. Тогда директор департамента вооружения Минобороны Анатолий Гуляев говорил, что Россия ведет опытно-конструкторские работы по созданию нового поколения экранопланов, но пока их облик и место в ВС не определены.
Между тем уже в июле 2013 года СМИ писали, что Минпромторг намерен запустить в серийное производство новый экраноплан «Стерх-10», первые испытания которого прошли в Петрозаводске в августе.