По словам источника «Коммерсанта», в военном ведомстве сейчас ведутся консультации «относительно количественного состава контингента», который может быть направлен в Сирию. Предполагается, что в группу войдут специалисты войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) вооруженных сил России. Не исключено также, что на место проведения операции будет направлен контингент из одной бригад специального назначения.
О том, что Россия примет непосредственное участие в обеспечении безопасности проводимых в Сирии работ по вывозу и уничтожению химоружия, впервые рассказал глава МИДа Сергей Лавров.
Вопрос обеспечения безопасности объектов, относящихся к военной химической программе Сирии, делегации РФ и США обсуждали в ходе недавних переговоров в Женеве. Источник, знакомый с содержанием переговоров, пояснил: по договоренности сторон в обеспечении безопасности периметра районов, где будут проводиться работы, примут участие военные не только из России, но также из США и ряда европейских стран. У США, как и у России, есть мощные специализированные подразделения войск химзащиты. Что касается подключения европейцев (Франции и Великобритании, например), то, по словам российского дипломатического источника, их участие в операции снизит риск возможных провокаций со стороны сирийской оппозиции.
Сколько военнослужащих Россия направит в Сирию, пока неизвестно. «Рассматриваются разные варианты. Точная численность и состав контингента будут зависеть от того, сколько солдат выделят для этой миссии наши иностранные партнеры», – пояснил источник в Генштабе, добавив, что общее число участников от всех стран может составить до 10 тысяч человек.
По мнению эксперта, провокаторы могут попытаться выкрасть часть отравляющих веществ, дав взятку или найдя на соответствующих объектах сообщников. «Именно поэтому критически важно обеспечить физическую защиту всех задекларированных сирийских объектов. Если это не будет сделано, все пойдет насмарку, – убежден господин Орлов. – Конечно, участниками операции не могут быть только российские силы».
По словам эксперта, помимо США опыт работы с охраной химически опасных объектов есть, например, у Чехии и Нидерландов.
Напомним, Лавров и Керри 14 сентября в Женеве завершили третий раунд переговоров по ситуации с химическими арсеналами в Сирии и достигли ряда договоренностей, которые предусматривают уничтожение химического оружия в республике к середине 2014 года.
Днем позже эксперты ООН выступили с докладом, в котором подтвердили применение химического оружия под Дамаском 21 августа. Однако генсек ООН Пан Ги Мун заявил, что для установления виновных в химатаке необходимо провести новое расследование, так как имеющихся данных недостаточно, чтобы возложить ответственность на какую-либо из сторон.
По словам инспекторов, в Сирии использовались ракеты класса «земля-земля» с зарином. Впрочем, не исключено, что снаряды могли быть и кустарного производства.