Пропускной пункт у города Хайхэ был закрыт еще в начале августа в связи паводком на Амуре, а ведь это, отмечает заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов, основная перевалочная база приграничной торговли.
Китайцы до сих пор не подвели итог ущерба по поставкам в Россию, но не исключают, что он превысит миллиард долларов
«В последний месяц торговые операции, в том числе размещение товаров на складах – все приостановлено. Китайцы до сих пор не подвели итог ущерба по поставкам в Россию, но не исключают, что он превысит миллиард долларов», - сказал Маслов.
По его словам, провинция Хэй-лун-цзян традиционно ориентируется на Россию. Она не только производит различные товары и продукты, но и играет роль перевалочного пункта, через который проходит большинство грузов для российского Дальнего Востока. Маслов добавил, что целый ряд товаров идет через портовые города Китая, а также существуют контейнерные перевозки по другим каналам.
«За счет того, что смыт целый ряд поселков этой провинции, в ближайшее время стоит ожидать падение приграничной торговли, я предполагаю, минимум на 20%», - отметил эксперт, - поэтому ущерб скорее нанесен торговле между городами, прежде всего между Хайхэ и Хабаровском».
Кроме того, Маслов отмечает, что китайские экологи опасаются экологической катастрофы. Причина - в погибших от наводнения животных. На затопленных районах было немало животноводческих хозяйств и возможен сход в Амур и Сунгари вирусов, связанных с разложением падшего скота.
«Практически никаких очистных сооружений там нет. Удобрения с китайских полей в районе Хэй-лун-цзяна также стекают в Амур. Они во многом химические, за счет чего собирается богатый урожай. Россия давно поднимала вопрос о ряде совместных мероприятий по охране экологии. Но это считалось не столь серьезным. В основном защищались от незаконного слива в эти реки и их притоки продуктов химического машиностроения, заводов. И никто на такую экологическую катастрофу не рассчитывал», - считает эксперт.
Что касается усилий властей по борьбе с последствиями стихийного бедствия, то Маслов считает, что Китай воспользовался теперь своим опытом по борьбе с наводнениями в южных районах страны.
«У Китая огромный опыт борьбы. Там активно применяется армия. Есть специальные войска по борьбе с наводнениями. Также есть местное ополчение, которое по количеству практически равноценно армии. Эвакуация людей в провинции Хэй-лун-цзян прошла довольно быстро. Государство быстро возвело временные довольно теплые жилища. Жертв мало, хотя разрушения - колоссальные», - полагает эксперт.
При этом Маслов указал, что в китайских блогах «полным-полно» критики в адрес чиновников по поводу того, что в каких-то уездах с опозданием подавался транспорт для эвакуации людей. «Но надо учитывать, что в Китае обычно - очень большие жертвы из-за большой плотности населения. Сейчас как раз этих больших жертв мы не наблюдаем», - сказал Маслов.
Эксперт также сомневается, что в Пекине могут предъявить Москве претензии по поводу повышения уровня Амура из-за сбросов воды на ГЭС. Он напомнил о существующих соглашениях на межправительственном уровне о водопользовании в этом регионе.
«Россия все жестко соблюдает. И никаких доказанных нарушений с российской стороны пока не было. Сами китайцы, о чем говорится в официальных газетах, причинами наводнения считают природное бедствие. Никаких обид здесь не может быть, а если ими обмениваться, то скорее России надо выставлять большой счет Китаю за ряд экологических катастроф на реке Амур», - уверен эксперт.
Напомним, вышедший из берегов Амур затопил не только дальневосточные районы России, но и северные провинции Китая. Если в России, в результате наводнения пострадали почти 102 тыс человек, то в Китае, учитывая большую плотность населения, стихия затронула свыше 5,44 млн человек, из них более 2 млн человек пришлось эвакуировать. Пока они находятся в центрах временного размещения, туда доставляют продукты питания и предметы первой необходимости.
Многие населенные пункты остались без электричества, размыты дороги, разрушено свыше 8 тысяч зданий, под водой оказались автомобильные трассы и сельхозугодия.
С российской стороны Амура разбушевавшаяся стихия унесла жизни только скота и других животных, среди людей жертв нет. А вот в Китае, несмотря на все усилия, от наводнения погибли более 100 жителей, еще столько же числятся среди пропавших без вести.
По предварительным оценкам, ущерб от наводнения в Китае составил почти 2,5 миллиарда долларов. В России говорят об ущербе свыше 30 млрд рублей, что составляет чуть более 900 млн долларов.
Была приостановлена работа почти 550 китайских нефтяных скважинах Дацинских нефтепромыслов. Из-за проливных дождей и наводнения в северо-восточных провинциях Китая Хэй-лун-цзян, Цзилинь и Ляонин пострадали порядка 2,5 млн га сельскохозяйственных угодий.
Недалеко от слияния рек Амур и Сунгари под угрозой прорыва оказался участок дамбы длиной почти в 50 километров. Туда были отправлены тысячи китайских военных, они укрепляют дамбы мешками с песком.
Ранее глава МЧС России Владимир Пучков предложил помощь КНР в борьбе с последствиями наводнения.