Ранее источник в Министерстве культуры подтвердил отставку Иксанова. Он также сообщил, что на пост гендиректора ГАБТ, помимо Урина, рассматривались еще две кандидатуры – члены попечительского совета ГАБТ Александр Будберг и Михаил Швыдкой.
Иксанов окончил театроведческий факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии в 1977 году. С 1978 по 1998 год работал в БДТ (с 1996 года – директор). Занимал должность гендиректора с 1 сентября 2000 года.
Швыдкой уже заявил, что уход Иксанова с поста гендиректора Большого театра стал настоящей потерей для отечественной культуры
При нем в 2002 году состоялось открытие Новой сцены, тем самым была создана возможность для закрытия на ремонт основной сцены. Реконструкция исторического здания началась летом 2005 года, завершить ее планировалось в 2008 году, однако здание открылось лишь в октябре 2011 года. По данным Счетной палаты, за период реконструкции Большого театра ее стоимость выросла в 16 раз.
С жесткой публичной критикой результатов реконструкции осенью 2011 года выступил премьер балетной труппы Николай Цискаридзе. В июне нынешнего года Цискаридзе со скандалом покинул театр – ГАБТ не стал продлевать с ним контракты танцовщика и педагога.
Отметим, что 13 неполных лет, в течение которых Иксанов занимал должность генерального директора, были отмечены большим количеством скандалов и происшествий. Резонанс получило увольнение Анастасии Волочковой в 2003 году. Осенью 2011 года разразился скандал из-за спекулянтов, перепродающих билеты по многократно завышенным ценам, в результате чего Большой театр ввел продажу билетов по паспортам. При Иксанове на худрука балета Филина в январе этого года было совершено покушение, вскрывшее серьезные внутренние конфликты внутри Большого театра (главным подозреваемым по этому делу остается ведущий солист ГАБТ Павел Дмитриченко).
Урин начал свою театральную деятельность в 1973 году, став директором ТЮЗа города Киров. В 1981 году переехал в Москву, где возглавил Кабинет детских и кукольных театров ВТО (ныне – Союз театральных деятелей России). В 1987–1996 годах дважды избирался секретарем правления СТД России. Уриным была задумана и реализована идея учреждения национальной профессиональной премии в области театра «Золотая маска», напоминает РИА «Новости».
В 1995 году Урин стал генеральным директором Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Под его руководством разработана и воплощена в жизнь идея кардинальной реконструкции здания театра. С 1997 года он – также генеральный директор Международных фестивалей современного танца, проводимых Музыкальным театром совместно с культурными центрами и посольствами стран Европы, Канады и США. Заведующий кафедрой менеджмента и экономики исполнительских искусств Школы-студии МХАТ, профессор.
За годы его руководства Музтеатр Станиславского, по мнению многих экспертов, многократно укрепил репутацию высокопрофессионального театра с четкой репертуарной политикой и собственными яркими звездами – как в опере, так и в балете.
В отличие от Большого Музтеатр Станиславского редко давал поводы для обсуждения вопросов, не связанных с творчеством. Такими поводами стали два пожара в 2003 и 2005 годах, в результате которых театр практически полностью выгорел (второй пожар произошел уже в процессе реставрационных работ и задержал запланированное открытие театра). Еще одна мрачная история случилась в 2004 году, когда при невыясненных обстоятельствах пропал главный балетмейстер театра Дмитрий Брянцев. 31 марта 2005 года в Праге был обнаружен его труп. Наконец, скандал сопровождал постановку оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь» летом 2012 года. Постановщиков обвинили в педофилии и пропаганде наркотиков, однако ни одно из этих обвинений не подтвердилось, а в итоге постановка «Сна» получила премию «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль в опере».
Вместо Урина генеральным директором Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко станет его заместитель Ара Карапетян
«Театр Станиславского будет работать как прежде, его возглавит мой первый заместитель, с которым я работал семь лет. Это Ара Карапетян, он музыкант. Кадровых перестановок в театре не будет - в Большом я намерен работать с той командой, которая здесь есть. А если это будут новые люди, то они не будут из театра Станиславского», - рассказал о новом назначении Урин.
Он пока отказался комментировать обстановку и различные ситуации в ГАБТе, сославшись на то, что требуется время для того, чтобы разобраться: «как только это произойдет, я соберу пресс-конференцию и объявлю о дальнейших действиях».
В то же время Урин заявил, что не планирует революционных действий в театре и рассчитывает на помощь и поддержку коллектива.
«Я не планирую никаких революций и прекрасно понимаю, что в этом театре, как и в любом другом, один человек ничего сделать не сможет. Я очень надеюсь, что большинство людей, работающих в этом театре, талантливых, замечательных людей, будут моими союзниками. И только вместе мы сможем решать те проблемы, которые есть сегодня - как и в любом коллективе, в Большом театре. Будем работать. Спасибо за доверие», - сказал Урин.
Он также отметил, что понимает, какой груз ответственности он взял на себя, дав согласие возглавить ГАБТ.
«Это решение было очень непростым. Когда Владимир Ростиславович (Мединский) предложил мне это, не скрою, я сначала ответил отказом. И только потом, по очень серьезному размышлению и взвешиванию всех обстоятельств, я дал согласие. Я хотел бы поблагодарить, что мне предоставлена такая честь - возглавить этот театр. Не только для всех, кто здесь, но и для всего мира Большой театр - это Большой театр России», - сказал он.
Урин также добавил, то благодарен Иксанову, который позвонил ему позавчера утром и сказал, что поддерживает его кандидатуру и будет помогать ему не только передавать дела, но и начинать работу в ГАБТ.
«Я понимаю, что это всегда очень сложно психологически, по-человечески. Мне кажется очень важным, что это переход от одного руководителя к другому происходит в цивилизованном поле - нормальном, спокойном, деловом, а не так, как у нас иногда бывало, когда руководители иногда узнавали о том, что они сняты с должности из СМИ или из сообщений соответствующих органов», - отметил Урин.
Тем временем, зампред Попечительского совета Большого театра Михаил Швыдкой уже заявил, что уход Иксанова с поста гендиректора Большого театра стал настоящей потерей для отечественной культуры.
Сегодня, по его словам, Большой – это театр, который входит в узкий круг лучших оперных и балетных коллективов мира, и это во многом заслуга директора.
Он добавил, что Иксанов все 13 лет своего пребывания на посту директора театра тащил невероятную ношу, ведь он пришел в Большой в сложное время. Ему пришлось заниматься строительством, превращать театр в финансово прозрачную организацию. Швыдкой напомнил, что до того как Иксанов занял свой пост в ГАБТ, он работал в Большом драматическом театре имени Товстоногова вместе с Кириллом Лавровым, который очень не хотел его отпускать.
«С моей точки зрения Иксанов – самый опытный театральный директор. Владимир Урин тоже человек с большим театральным опытом, ему повезло, он получает Большой в хорошем состоянии. Те публичные скандалы, которые были во многом спровоцированы прессой, к реальной жизни театра не имеют отношения. Большой – устойчивая организация, обладающая большими творческими возможностями», – продолжил Швыдкой. Он также выразил надежду, что Урину удастся урегулировать проблемы, которые в последнее время возникли в творческом балетном коллективе.
«Новый директор будет самоубийцей, если вернет Николая Цискаридзе в театр, а за Уриным страсти к суициду я не замечал», – добавил он.
Вместе с тем Швыдкой пояснил, что сомневается в том, что отставка Иксанова связана с его конфликтом с Цискаридзе, так как он уже ушел в историю. «Но в последнее время в театре действительно было слишком много публичных поводов, включая недоразумение со Светланой Захаровой», – отметил он.
Швыдкой также рассказал, что был в курсе того, что на пост директора рассматривали и его кандидатуру, и добавил, что его частенько рассматривают в качестве кандидата на различные руководящие посты.