Член Общественной палаты и Совета по правам человека при президенте РФ, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод считает, что, исходя из общего отношения ЕСПЧ к России, его решение не признавать политическим дело в отношении Михаила Ходорковского и Платона Лебедева является объективным.
Чем больше дело будет политизировано, тем больше выгоды будет адвокатам
«Если говорить о деле Ходорковского – Лебедева в целом, то есть группа, которая считает его политическим, другая – экономическим... Что касается ЕСПЧ, то он, конечно, не оракул. Но, с учетом жесткого отношения к России и того, что «дело Ходорковского» является одним из самых резонансных, его рассмотрение проводилось исключительно взвешенно, и в вынесенном решении есть какая-то объективность и приближение к истине», – заявил Брод ИТАР-ТАСС.
При этом он отметил, что Европейский суд уже второй раз выносит свой вердикт, не усматривая в этом деле политической подоплеки.
Член ОП, политолог Сергей Марков также заметил, что «это очень серьезная победа российской власти, российской правовой системы».
«В принципе, «дело Ходорковского» политизировано, но не судом, а его (Ходорковского) представителями, которым он платит деньги. Поэтому чем больше дело будет политизировано, тем больше выгоды будет адвокатам», – считает политолог.
В свою очередь заместитель декана факультета прикладной политологии НИУ-ВШЭ Леонид Поляков, комментируя позицию ЕСПЧ, также заметил, что «это очень важное решение».
«Все ждали окончательной точки. Она поставлена, и поэтому все дискуссии надо прекратить. А некоторым правозащитникам следует прислушаться к мнению международной общественности и, безусловно, учитывать решение Европейского суда», – подчеркнул он.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, ЕСПЧ не признал дело бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и экс-руководителя МФО «Менатеп» Платона Лебедева политически мотивированным. Тем же решением суд установил нарушение российским судом при рассмотрении «первого дела ЮКОСа» Европейской конвенции, гарантирующей неприкосновенность частной собственности. Также суд не нашел подтверждения жестокого обращения с подсудимыми.
Кроме того, ЕСПЧ не признал нарушения ст. 7 Конвенции – Ходорковский жаловался на непредсказуемость законодательства, в частности, что российское законодательство в налоговой сфере было «неясным и непредсказуемым», но суд это отверг, добавили в Минюсте.
При этом ЕСПЧ признал ряд процессуальных нарушений (в частности, в жалобе говорилось, что подсудимый не смог допросить некоторых экспертов по своему делу, часть доказательств якобы была получена в результате неправомерных обысков) и присудил выплатить Ходорковскому 10 тысяч евро в качестве компенсации, Лебедеву в компенсации было отказано.