«Я глубоко убежден, что корабли как системы морского вооружения наша страна покупать не должна. А если все же покупает, то это должен быть уникальный, единичный случай, жестко обоснованный общей потребностью государства, Минобороны и ВМФ, потому что корабли мы умеем и должны строить сами», - сказал он в преддверии Международного военно-морского салона, передает ИТАР-ТАСС.
Подчеркиваю: проблем с общекорабельными системами нет вообще. Есть проблемы своевременности поставок комплексов оружия и вооружения
«Страна, которая позиционирует себя как морская держава, просто обязана строить корабли самостоятельно, - уверен Шлемов. - Во-первых, из соображений национальной безопасности, во-вторых, с точки зрения развития собственной промышленности, и в-третьих - это очень важно - по причине сохранения перспектив военно-технического сотрудничества».
Россия является серьезным экспортером техники, поставляет и корабли, и комплексы оружия и вооружения. Она не должна потерять этот рынок, поскольку он дает серьезное пополнение бюджета, основательно поддерживает и стимулирует отечественную промышленность, а также позволяет сохранять уверенные позиции на международном уровне. «Начнем что-то покупать - постепенно потеряем авторитет», - считает представитель ОСК.
«Теперь о том, что можно импортировать, а что нельзя. Наверное, допустимо закупать какие-то отдельные военные комплексы. Что греха таить, многие зарубежные техсредства качественнее, современнее, а зачастую еще и дешевле, чем то, что мы сегодня производим сами. Вполне допустимо их покупать и ставить на наши корабли при условии обеспечения их эксплуатации во время всего жизненного цикла. Я имею в виду ЗИП (запчасти, инструмент принадлежности), документацию и разнообразные виды технического обслуживания», - полагает Шлемов.
«Кроме того, мы сможем приобрести опыт их монтажа, испытаний и эксплуатации, получить ноу-хау и в дальнейшем делать то же самое, желательно даже более качественно. Таким путем идет КНР, и, наверное, такой путь оправдан», - считает он.
Касаясь ремонта кораблей за рубежом, Шлемов напомнил, что в составе ВМФ России сейчас находится порядка 70 судов обеспечения и вспомогательного назначения, построенных еще в советский период как в странах Варшавского Договора - Польше, ГДР, так и в капиталистических странах, например, в Финляндии.
«Есть еще ряд десантных кораблей, в частности проекта 775, которые построила Польша в период ее пребывания в составе Варшавского Договора. Эти корабли были и остаются в составе ВМФ, они показали себя достаточно надежными. Их эксплуатация полностью освоена и в техническом плане», - отметил представитель ОСК.
«Но жизнь есть жизнь, сегодня закончился ЗИП для этих кораблей. Его, думаю, можно осваивать и у нас в стране, но тут надо оценивать экономику и сроки. Если флоту понадобится, можно провести эксперимент. Взять один-два корабля того же проекта 775 и, в случае явной экономической выгоды и согласия Польши, там отремонтировать. Получив результат, оценить его и дальше уже принимать решение по распространению или отказу от такой практики», - считает он.
«Мнения специалистов по этому вопросу расходятся диаметрально. Но решать должны ВМФ и Минобороны. Мое мнение: такой опыт должен быть разовым», - сказал Шлемов, поскольку «нам нужно кормить свою промышленность, сохранять ее и развивать».
Он также отметил, что опыт северодвинского предприятия «Севмаш» по глубокой модернизации тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» позволяет говорить о том, что предприятия российского ОПК готовы к строительству авианосцев.
«Могу заверить, что предприятия ОПК России принципиально готовы к покорению этой технологической и организационной высоты», - сказал он.
«С точки зрения ВМФ этот вопрос для такой крупной морской державы как Россия - концептуальный. Многие ученые, имеющие отношение к отечественному флоту, считали и считают, что с учетом специфики нашего государства авианесущие корабли нам нужны. К тому же все ведущие морские державы - США, Великобритания, Франция, Индия, Китай, а также Испания и даже Италия - имеют или намереваются иметь в составе своих ВМС авианесущие корабли, то есть общемировая тенденция ясна», - констатировал он.
«Очень интенсивно развивается этот род военно-морских сил в азиатском регионе. Китай, по сведениям авторитетных источников, очень серьезно занялся этой тематикой. Индия, наш стратегический партнер, обязательно получит в этом году авианосец «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»)», - уверен Шлемов.
«Он летом и ранней осенью завершит все оставшиеся ходовые испытания, в том числе испытания совместно с авиакрылом, а затем перейдет в Индию, которая активно готовится к предстоящему событию и уже считает этот мощный корабль флагманом своих ВМС», - сообщил он.
«Что у нас? Это, безусловно, общегосударственная задача. Очень сложный, дорогой, системный проект. И решение об его создании должен принимать не флот, не Минобороны, а именно государство - ввиду сложности разработки и необходимости вложения значительных бюджетных ассигнований», - полагает представитель ОСК.
«Большинство военно-морских специалистов считает, что России необходимы такие корабли, и не один. Напомню, сегодня у нас есть только тяжелый авианесущий крейсер, который является флагманом Северного флота и всего ВМФ страны. Между тем нужно несколько кораблей такого типа, которые базировались бы и на Северном, и на Тихоокеанском флоте. Думаю, это было бы правильно», - сказал он.
По мнению Шлемова, «есть и еще один аргумент в пользу такой уверенности: мы должны сохранить целый род военно-морских сил - палубную авиацию». «Это же лучшие летчики в составе ВМФ и ВВС. Обнадеживает то, что сейчас в районе Ейска создается российский универсальный тренажерный комплекс НИТКА (наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный), который позволит отрабатывать летательные аппараты, проводить боевую подготовку и обучение специалистов и летчиков палубной авиации. Этих людей надо беречь, обеспечивать их дальнейшее развитие и преемственность их опыта», - уверен он.
#{smallinfographicleft=500883}«Если говорить о перспективе, то серьезная проработка вопроса сейчас ведется институтами Минобороны, предприятиями промышленности и КБ-проектантами. Уточню, именно предварительная проработка, а не разработка», - сообщил Шлемов.
«К сожалению, Государственной программой вооружения (ГПВ), которая утверждена и реализуется, заданий по созданию авианесущего корабля не предусмотрено. Правда, сейчас Военно-промышленная комиссия (ВПК) России и Минобороны активно работают над ГПВ, которая будет исполняться в период 2016-2025 годов. Не исключено, что при наличии определенной политической воли работы по созданию авианесущего комплекса будут конкретизированы, определены и наконец заданы», - сказал он.
«Севмаш» - флагман в области подводного кораблестроения России. Опыт, который он получил, - тяжелый, но архиполезный: модернизация и ремонт авианосца «Викрамадитья» стали фактически созданием его с нуля. В России теперь есть предприятие (пусть пока единственное), которое имеет опыт строительства кораблей такого класса», - отметил Шлемов.
«При этом получили дальнейшее развитие бюро-проектанты, активно участвовавшие в техническом сопровождении модернизации. Да и вся задействованная кооперация тоже по ряду направлений восполнила опыт создания кораблей такого класса, который имелся в Советском Союзе до 1991 года, а также разработала новые технологии», - сказал он.
«Если в перспективе «авианосный» вопрос все же будет решен положительно, то пригодится также опыт создания и размещения на корабле различных летательных аппаратов, полученный при формировании авиакрыла для авианосца «Викрамадитья», - сказал представитель ОСК.
«Резюмирую: задача крайне трудная, чрезвычайно затратная, очень длительная по времени и потребует усилий всего ОПК России, поскольку авианосец, наверное, самая сложная система морского оружия», - отметил он.
Шлемов также отметил, что при строительстве кораблей для ВМФ России головные предприятия Объединенной судостроительной корпорации нередко не могут выполнить свои обязательства по их передаче флоту из-за задержек с поставками комплексов оружия. «Мы строим хорошие современные корабли. Будь то продукция «Севмашпредприятия» - атомные подводные лодки четвертого поколения проектов «Борей» и «Ясень» или боевые надводные корабли первого и второго рангов «Северной верфи». Подчеркиваю: проблем с общекорабельными системами нет вообще. Есть проблемы своевременности поставок комплексов оружия и вооружения», - отметил Шлемов.
Казалось бы, все идет нормально. И в то же время - постоянные проблемы с целым рядом поставщиков. Их география достаточно обширна - Ливны, Питер, Москва, Калуга
«Приведу красноречивый пример. Почему в прошлом году не были сданы флоту корветы проекта 20380 «Бойкий» и «Стойкий»? Да просто потому, что на корвет «Бойкий» артиллерийская установка А190 была поставлена только в 20-х числах декабря 2012 года. В итоге мы не смогли сдать уже почти законченный корабль, который был полностью готов как платформа», - сказал он.
«Таких примеров множество, и лишь кардинальное решение этого вопроса позволит нам четко укладываться в установленные сроки сдачи кораблей», - полагает представитель ОСК.
Он сообщил, что «в рамках разработки плана работы Военно-промышленной комиссии на второе полугодие 2013 года ОСК представила собственное предложение». «Суть его в том, что мы считаем целесообразным провести заседание ВПК по теме состояния разработки и поставок комплексов оружия и вооружения для кораблей военно-морского флота. Предложение направлено и в ВПК при правительстве РФ, и в профильный департамент Минпромторга», - пояснил Шлемов.
По его оценке, «сегодня строительство и сдача флоту кораблей (а к ним, в первую очередь, относятся атомные и неатомные подводные лодки, корабли первого и второго рангов; вспомогательные суда или суда специального назначения я бы пока сюда не включал: у них может быть своя специфика) не определяются исключительно головными исполнителями - предприятиями ОСК, КБ-проектантами и заводами-строителями, а зависят от слаженной работы всей кооперации оборонно-промышленного комплекса России».
«В составе ОСК нет поставщиков, и влияния корпорация на них не имеет никакого - ни идеологического, ни экономического. Просто потому, что, к большому сожалению, контракты, заключенные с кооперацией, не являются особо прибыльными. Такая проблема существует, она актуальна и сложна», - констатировал представитель ОСК.
«Ее решение, как мне представляется, зависит, прежде всего, от системообразующего ведомства - Минпромторга, а также от ВПК, созданной государством для решения комплексных, системных вопросов по оборонной промышленности», - считает он.
«Следующий вопрос, который близко связан с предыдущей темой - вопрос качества этих поставок», - считает Шлемов.
«Сегодня атомный подводный крейсер, серийный «Борей» - «Владимир Мономах» - усиленными темпами готовится к проведению заводских ходовых испытаний. В мае мы успешно и в соответствии с графиком провели физический пуск ядерного реактора, выполнили все необходимые проверки, технические и физические измерения. Казалось бы, все идет нормально. И в то же время - постоянные проблемы с целым рядом поставщиков. Их география достаточно обширна - Ливны, Питер, Москва, Калуга, - отметил представитель ОСК. - Невысокое качество техники влечет за собой ее частые поломки и, конечно, осложняет задачу соблюдения сроков».
«Да, в нашей стране имеется система рекламационно-претензионной работы, и она в принципе функционирует, но, к сожалению, этот путь сопряжен со срывом и без того жестких сроков», - отметил он.
«Например, на «северах» у нас сейчас как раз тот случай, когда «день год кормит». Напомню, что уже началась летняя навигация. Белое море переполнено сдаточными кораблями - как Севмаша, так и «Звездочки». Их очень трудно разнести и с точки зрения обеспечения испытаний, безопасности их проведения, и по обеспечению просто выходов в море, потому что испытание техники требует определенных полигонов, условий и тому подобного. А перенос испытаний даже на несколько дней чреват последствиями, потому что навигация на основных полигонах Белого моря строго ограничена погодными условиями и декабрем месяцем», - сказал Шлемов.
Он также подчеркнул, что Объединенная судостроительная корпорация обеспечит сдачу Военно-морскому флоту в 2013 году всех предусмотренных кораблей без каких-либо просьб или требований по изменению или уточнению цен.
«Мы выполним все эти задачи в тех ценах, которые на сегодняшний день утверждены. Пусть даже с рентабельностью, не соответствующей здравому смыслу, просто потому, что понимаем: других денег государство уже не сможет выделить. Это тяжелое, жесткое, но, наверное, правильное решение. Однако для кораблей, которые подлежат сдаче в 2014, 2015 и 2016 годах, необходимо провести пересмотр цен по контрактам, заключенным в период с 2004 по 2007 год, поскольку экономические условия с тех пор изменились кардинально», - уверен Шлемов.
По его словам, «приятно, что новое руководство министерства обороны слышит и понимает отечественную промышленность». «По поручению заместителя министра обороны Юрия Борисова ОСК и все ведущие предприятия в первом квартале этого года провели глубокий анализ каждого контракта и доложили о результатах военному ведомству. В результате по каждому кораблю было принято конкретное решение, составлены так называемые «дорожные карты», где жестко и конкретно поручено промышленности, военным представительствам и соответствующим органам военного управления при необходимости корректировать цены и прочие параметры контрактов во имя единственной цели - обеспечения безусловной сдачи этих кораблей», - отметил руководитель департамента ОСК.
«Мы ведем постоянный мониторинг этого поручения промышленности, и поэтому могу точно сказать: на сегодняшний день наши общества эту работу выполнили полностью, военные представительства рассмотрели все ценовые расчетно-калькуляционные материалы и дали соответствующие заключения», - сообщил Шлемов.
«Очень радует тот факт, что цены, которые они согласовали, в принципе очень близки к представленным и обоснованным промышленностью. То есть, конечно, военпреды сняли ряд затрат, но у них были веские аргументы. Для сравнения достаточно вспомнить, что творилось в 2010-2012 годах, когда, не рассматривая документов и не принимая никаких обоснований, органы военного управления волюнтаристски и беспричинно снимали 30-40% с представленных цен», - сказал он.
«Существующий сегодня подход к решению этой проблемы можно уверенно назвать объективным. Правда, огорчает недостаточная отлаженность механизма: ведь уже начало июля, и отсрочка принятия необходимых решений значительно затруднит исполнение сдаточной программы. Повторю, не в 2013, а в 2014, 2015 и последующих годах», - предупредил Шлемов.
МВМС-2013 пройдет в Санкт-Петербурге с 3 по 7 июля.