В частности, разъяснил пленум ВС, «не может расцениваться как уголовно наказуемое деяние» принятие чиновником денег или иного имущества в случае подстрекательства со стороны сотрудников правоохранительных органов, если он согласился на взятку «при обстоятельствах, свидетельствующих о том, что без вмешательства сотрудников правоохранительных органов умысел на их получение не возник бы и преступление не было бы совершено», передает ИТАР-ТАСС.
Дача взятки не считается преступлением, если человек пошел на это в состоянии крайней необходимости или в результате психического принуждения
При этом для самих сотрудников правоохранительных органов уголовная ответственность за провокацию взятки наступает лишь в случае, когда попытка передачи денег «осуществлялась в целях искусственного формирования доказательств совершения преступления (например, когда деньги подкинули - прим. ВЗГЛЯД) либо шантажа и должностное лицо ... заведомо не совершало действия, свидетельствующие о его согласии принять взятку либо предмет коммерческого подкупа, или отказалось их принять».
«В связи с тем, что провокация взятки совершается без ведома либо заведомо вопреки желанию должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, указанные лица не подлежат уголовной ответственности за получение взятки либо за коммерческий подкуп за отсутствием события преступления», - пояснил пленум ВС.
Дача взятки не считается преступлением, если человек пошел на это «в состоянии крайней необходимости или в результате психического принуждения», когда отсутствовали другие, законные средства для предотвращения вреда его интересам или интересам представляемых им лиц. Либо если он сообщил о требовании взятки до ее передачи. В этом случае взятка подлежит возврату владельцу.
В остальных случаях взяткодатель может быть освобожден от ответственности, если добровольно сообщил об этом и активно способствовал раскрытию и расследованию преступления - помогал изобличать других соучастников (взяткодателя, взяткополучателя, посредника) и выявлять имущество, переданное в качестве взятки. Но в этом случае оно обращается в доход государства.
Под «обещанием или предложением» взятки (оно было недавно введено в УК) следует рассматривать не любое заявление о намерении дать или получить взятку (что может излишне широко трактоваться, отмечалось на пленуме), а «умышленное создание условий для совершения соответствующих преступлений», когда человек прямо доводит свое намерение до того, кого он хочет подкупить либо от кого хотел бы получить взятку.
«Посредничество во взяточничестве», пояснил пленум, может состоять не только в непосредственной передаче взятки, но и «в предоставлении в долг денежных средств или иного имущества, заведомо предназначавшихся для передачи в качестве взятки, в организации переговоров и участии должностного лица и владельца ценностей или представляемых им лиц в переговорах о передаче взятки, в склонении лица к получению либо к передаче взятки, в заранее данном обещании принять на временное хранение ценности, переданные в качестве взятки, совершить действия, направленные на сокрытие такого преступления».
«Откаты» - получение денег от стоимости контрактов - должны однозначно трактоваться как взятка, пояснил пленум, а в случае, если перечисленные по контракту средства заведомо превышали рыночную стоимость товаров или услуг, это следует дополнительно трактовать как растрату.
Самым спорным стал пункт о «спонсорской помощи» - если чиновник совершает действия за средства, перечисляемые третьей стороне (например, в качестве спонсорской помощи), и он сам, его родные или близкие не извлекают из этого имущественную выгоду. 72% опрошенных судей посчитали, что действия должностного лица в этом случае можно квалифицировать как злоупотребление полномочиями либо превышение полномочий. С этим согласился и представитель Генпрокуратуры. В свою очередь представитель Минюста поддержал другой вариант - что это тоже получение взятки, поскольку как и другие виды коррупции, «деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения интересов путем подкупа должностных лиц». Постановление будет принято после окончательной доработки спорных вопросов.