В нападении на главного балетмейстера Государственного академического большого театра (ГАБТ) Сергея Филина полиция изначально подозревала Николая Цискаридзе. В числе тех, кто мог стоять за покушением, одним из первых Филин назвал солиста театра Николая Цискаридзе. На первом же допросе худрук балетной труппы заявил, что Цискаридзе шантажировал его записью разговора Филина с балериной Анжелиной Воронцовой, пишут в понедельник «Известия». Свои подозрения о предполагаемом организаторе одного из самых громких преступлений 2013 года Сергей Филин высказал следователям в палате московской больницы № 36 на второй день после покушения.
«Имя Николая Цискаридзе прозвучало на самом первом допросе, – сообщил «Известиям» источник, близкий к следствию. – Сергей Филин сказал, что ведущий солист Большого театра говорил ему, что он зажимает его учеников. Прямых угроз, по словам балетмейстера, Цискаридзе не высказывал, но буквально за месяц до нападения между ними произошел инцидент, который, по мнению худрука ГАБТа, мог привести к нападению на него».
Тогда, по словам худрука балета ГАБТа, Цискаридзе сообщил, что у него есть аудиозапись разговора Сергея Филина с Анжелиной Воронцовой, в котором балетмейстер предлагает балерине сменить педагога, уйти от Цискаридзе. «Николай Цискаридзе называл этот разговор компроматом на меня», – объяснил следователю балетмейстер.
Кроме Цискаридзе на допросе Сергей Филин также упоминал Павла Дмитриченко и управляющего балетной труппой Руслана Пронина. Первый ему открыто угрожал и намекал о готовящемся «сюрпризе», а второй является близким другом Дмитриченко и был в курсе всех дел худрука.
«Как рассказал Сергей Филин, помимо Цискаридзе компромат на него собирал и Павел Дмитриченко, – продолжает собеседник «Известий». – Версия с Дмитриченко выглядела убедительной, поскольку он, по словам Филина, открыто высказывал недовольство, предъявлял претензии, провоцировал коллектив, угрожал, упоминал о некоем готовящемся «сюрпризе».
Пронин стал единственным, кто задавал Сергею Филину вопросы о планах на вечер 17 января. Однако позже выяснилось, что его попросил узнать о местонахождении Филина не кто иной, как Павел Дмитриченко – под предлогом того, что хочет передать худруку письмо от имени профсоюза о назревших в театре проблемах. В этот же вечер Руслан Пронин отправил на телефон Дмитриченко два SMS-сообщения. Первое гласило: «Филин пришел, заходи по поводу профсоюза». А во втором сообщалось, что худрук балета уже покинул театр.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в январе Сергею Филину плеснули в лицо кислотой, он получил ожоги лица и глаз третьей степени. В начале марта были задержаны предполагаемые заказчик и исполнитель преступления: ведущий солист балетной труппы ГАБТ Павел Дмитриченко и ранее судимый за разбой Юрий Заруцкий. Третьим фигурантом стал Андрей Липатов, который доставил на место преступления исполнителя.
В полиции считают, что мотивом преступления стали личные неприязненные отношения между Дмитриченко и Филиным. При этом в суде Дмитриченко своей вины не признал и всю ответственность переложил на исполнителя – Юрия Заруцкого.
Между тем в столичной полиции заявили, что Дмитриченко заплатил исполнителю за совершение нападения 50 тыс. рублей. Однако Заруцкий взял вину на себя: он якобы не брал у Дмитриченко денег, а расправиться с Филиным решил, поскольку проникся к нему ненавистью после рассказов артиста. По словам Заруцкого, Дмитриченко не знал о его планах облить Филина кислотой.
Отметим, что у подозреваемых в нападении на Филина не нашлось алиби, доказывающих их невиновность. Однако Дмитриченко все же призвал друзей не верить информации СМИ о его виновности.
В то же время более 300 артистов Большого театра подписались под открытым письмом в защиту Дмитриченко, а гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов заявил, что артист сможет продолжить работу в труппе, если следователи признают его невиновным.
Однако пресс-секретарь ГАБТ Катерина Новикова заявила, что коллектив и руководство не сомневаются в причастности Дмитриченко к нападению на Филина, но считают, что танцор не «конечное звено» в этом деле.