Как говорится в обнародованном во вторник докладе, власти РФ очень чувствительно относятся к любой критике их внутренней политики со стороны США, которую воспринимают как вмешательство в свои дела. «Тем не менее, он (президент РФ Владимир Путин) видит преимущества сотрудничества с США по определенным вопросам», – указывается в докладе, передает РИА «Новости».
США не должны слишком рассчитывать на сотрудничество России по Афганистану после 2014 года
Кроме того, разведка США прогнозирует, что политическая система России в ближайший год будет переживать серьезные трудности в связи с усиливающимся недовольством населения. «В течение ближайшего года российская политическая система управляемой демократии окажется под еще большим давлением по мере того, как Кремль пытается справиться с растущим социальным недовольством и обществом, в котором все больше ощущается брожение. Важные сегменты российской общественности серьезно обеспокоены вялой экономикой страны, недовольны политической системой, в которой отсутствует реальный плюрализм и которая страдает от слабого и произвольного управления и эпидемии коррупции», – говорится в докладе.
На основании этого национальная разведка США делает вывод, что нынешний президентский срок Путина будет тяжелей, чем два предыдущих.
Власти США традиционно критикуют состояние демократии и прав человека в России, а недавние уличные акции в крупнейших российских городах они считают подтверждением недовольства населения внутриполитическим курсом страны.
Также в докладе говорится, что Россия продолжит требовать от США и НАТО гарантий ненаправленности их системы ПРО против ее сил сдерживания.
«Российские лидеры видят в элементах американской системы ПРО серьезные угрозы ключевым национальным интересам безопасности», – указывается в докладе.
Разведка прогнозирует, что РФ продолжит добиваться от США и партнеров по НАТО гарантий того, что система не будет направлена на Россию.
«Противоракетная оборона останется для России болезненным вопросом», – отмечается в документе.
Россия и НАТО договорились сотрудничать по проекту ЕвроПРО на саммите в Лиссабоне в 2010 году, однако переговоры зашли в тупик из-за отказа США предоставить юридические гарантии ненаправленности развертываемой системы против российских сил сдерживания. В настоящее время планы США по созданию системы ПРО в Европе являются одной из причин напряженности в американо-российских отношениях.
В докладе Клэппера отмечается, что США не должны слишком рассчитывать на сотрудничество России по Афганистану после 2014 года.
Там говорится, что несмотря на разногласия по ПРО, проблемы с иранской ядерной программой и с Сирией, Москва «считает свою поддержку в рамках соглашения о военном транзите в Афганистан одним из столпов американо-российских отношений, который одновременно способствует стабилизации ситуации в Афганистане».
«Тем не менее, Россия с подозрением относится к намерениям США в Афганистане и к любым попыткам Америки сохранить военное присутствие в стране после 2014 года без мандата ООН. Это может поставить под вопрос сотрудничество Москвы по истечении этого периода», - подчеркивает разведка.
Кроме того, разведка утверждает, что США в ближайшие десятилетия столкнутся с угрозой в космосе со стороны ряда стран, в том числе Китая и России.
«Космические системы и сопровождающая инфраструктура позволяют обеспечивать целый спектр жизненно важных сервисов: позиционирование, навигацию, подсчет времени, разведку, наблюдение и рекогносцировку. Все они жизненно необходимы для нашей науки, экономики, общества и армии. Другие страны осознают наше лидерство и разрабатывают собственные стратегии, которые предусматривают ограничение или прекращение нашего доступа в космос», - говорится в докладе, который Клэппер представил во вторник в сенатском комитете по разведке.
По словам главы разведки, лидерами в этой области являются традиционные соперники США - Россия и Китай.
«Угроза космическим проектам США в ближайшее десятилетие будет расти. В 2007 году Китай провел испытания системы уничтожения спутников, в 2009 году один из российских военных руководителей в заметке, опубликованной в СМИ, заявил, что Москва разрабатывала системы противодействия в космосе», - говорится в документе. При этом в докладе не называется имя чиновника, не приводятся выдержки из публикации и не называется опубликовавшее ее СМИ.
Военная реформа позволит России улучшить боеспособность войск на столько, чтобы быстро одерживать верх над небольшими соседними странами и оставаться доминирующей силой на постсоветском пространстве, но представлять угрозу для НАТО РФ не сможет, говорится в докладе.
«Реформа и программы по модернизации позволят улучшить ситуацию на столько, чтобы позволить российским военным быстрее, чем раньше, побеждать своих небольших соседей и оставаться доминирующей военной державой на постсоветском пространстве. Но они не смогут и не созданы для того, чтобы позволить Москве проводить серьезные наступательные операции против НАТО в целом», - говорится в докладе.
По данным американской разведки, в центре внимания российских властей в военной сфере останутся ядерные арсеналы - по крайней мере, до того момента, пока не будут существенно укреплены обычные вооруженные силы. Кроме того, в докладе напоминается, что Москва поддерживает усилия международного сообщества по недопущению распространения ядерного оружия. В докладе отмечается, что процесс реформирования российской армии затрудняется из-за бюрократических трудностей, проблем с финансированием и психологических затруднений.
Офис директора по национальной разведке США считает, что отношения с Вашингтоном не являются приоритетными для России, внешняя политика которой может сосредоточиться на странах бывшего СССР.
В докладе главы Нацразведки США Джеймса Клэппера конгрессу, в частности, говорится, что «Москва, по всей видимости, сосредоточит свою внешнюю политику на усилении своего влияния в странах бывшего СССР», соединив их через интеграционные инициативы, такие, как Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана или Евразийский союз, «хотя двусторонние отношения с США останутся важными для России».
Клэппер не ожидает в ближайшее время изменений внешнеполитического курса РФ, хотя внутриполитические факторы, по его мнению, будут оказывать на внешнюю политику все большее влияние.