«Новый порядок выборов происходит в совершенно новом контексте и на новом этапе развития политической системы и российского общества, поэтому лучше говорить не о возвращении, а переходе к смешанной системе», - считает замдиректора Центра политической конъюнктуры России Алексей Зудин.
По его мнению, это важная составляющая реформы политической системы, которая была инициирована Владимиром Путиным. «Этот переход нужно рассматривать в одном ряду с такими шагами, как упрощение порядка регистрации политических партий, переход к выборам губернаторов, включая новацию в виде муниципального фильтра и реформу Совета Федерации. Все эти шаги направлены на то, чтобы сделать политические институты более представительными и более открытыми для предпочтений и участия российских граждан», - пояснил Зудин.
«Выборы по одномандатным округам более понятны избирателям. Также одномандатные округа дают больше возможностей для нового поколения лидеров и депутатов заявить о себе. Переход к такой системе соответствует выраженным предпочтениям граждан. По данным ФОМа, большинство россиян высказываются за модель формирования Госдумы именно на основе смешанной системы. Две другие – полностью пропорциональная и полностью одномандатная – отвергаются», – добавил политолог.
Вопрос о блоках, по его словам, поставлен в повестку дня. «Об этом внятно и громко было сказано президентом в декабрьском послании. У нас есть основания полагать, что этот вопрос будет решен положительно. Необходимо помнить, что реформа делается не просто ради реформы. Делая политические институты более открытыми, в то же время необходимо сохранить их устойчивость и способность выполнять свои функции. Блоки теоретически дают возможность новым участникам больше шансов для новых участников пройти в Госдуму, но в то же время устойчивость самих этих участников, устойчивость блока, его внутренняя сплоченность, очень сильно уступают устойчивости и внутренней сплоченности партии. Поэтому в отношении блоков разумно выдвигать предложение о блоках только, если для них будет повышен барьер, а не понижен, как для партий», - заключил Зудин.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в пятницу президент России Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы законопроект о выборах депутатов Госдумы на основе смешанной избирательной системы, в соответствии с которой половина депутатов избирается по одномандатным избирательным округам (один депутат – один округ), другая половина – по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов.
«Для проведения выборов депутатов Государственной думы, избираемых по одномандатным избирательным округам, на территории Российской Федерации образуются 225 одномандатных избирательных округов и формируются окружные избирательные комиссии. Образование одномандатных избирательных округов осуществляется на основе единой нормы представительства избирателей, определяемой на один округ, что обеспечивает примерное равенство округов по числу избирателей», – отмечалось в сообщении пресс-службы Кремля.
«Единая норма представительства определяется путем деления общего числа избирателей, зарегистрированных на территории Российской Федерации, на общее число одномандатных избирательных округов. В субъектах Российской Федерации, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства, образуется по одному одномандатному избирательному округу. Схема одномандатных избирательных округов утверждается федеральным законом сроком на 10 лет», – сказано в пояснении к законопроекту.
При этом, на выборах кандидаты выдвигаются в составе федеральных списков, не исключается самовыдвижения.
Политическая партия может выдвинуть кандидатами и беспартийных граждан, с учетом, что число таких претендентов не должно превышать 50% в списке.
В Кремле уточнили, что в федеральном списке кандидатов должно быть не менее 200 и не более 300 кандидатов. В общефедеральную часть списка может быть включено не более 10 кандидатов, в региональной части (при отсутствии общефедеральной части – в федеральном списке кандидатов) должно быть не менее 35 региональных групп кандидатов. Региональная часть списка должна охватывать всю территорию РФ.
Кроме того, регистрация федерального списка кандидатов, претендентов, выдвинутых политической партией по одномандатным избирательным округам, осуществляется без сбора подписей. Самовыдвиженцы же должны собрать не менее 0,5% подписей избирателей, если в округе менее 100 тыс. избирателей – не менее 500 подписей.