В среду первый вице-премьер Игорь Шувалов после совещания у Владимира Путина по использованию средств ФНБ заявил, что 150 млрд рублей из фонда, изначально предусмотренные на строительство ВСМ-2, «из-за того что сроки осуществления ВСМ сдвигаются», пойдут на другие проекты. Например, средства могут быть направлены на развитие московского авиаузла - на взлетно-посадочные полосы и инфраструктуру в Домодедово и Шереметьево.
#{smallinfographicleft=578784}Источники «Коммерсанта», знакомые с ситуацией, пояснили, что на сегодня от финансирования ВСМ из ФНБ «никто не отказывается», но «финансовая модель проекта не была готова к совещанию».
Близкий к РЖД источник в свою очередь отметил, что «консультанты, готовящие финансовую модель ВСМ-2, среди которых PricewaterhouseCoopers, McKinsey и InfraONE, еще не завершили работу». «Без финансового обоснования никто окончательного решения по деньгам ФНБ не обнародует, но с учетом лоббистского ресурса Татарстана и ОАО РЖД очевидно, что модель с деньгами ФНБ будет в итоге утверждена», - заявил он.
Теперь решение по выделению средств ФНБ на ВСМ-2 может быть принято к февралю-марту, но перечень проектов, которые в первую очередь могут получить эти 150 млрд рублей, будет подготовлен уже в среднем через две недели.
Первый вице-президент РЖД, гендиректор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин со своей стороны уточнил, что «работа над финансовой моделью ВСМ-2 идет строго по графику, утвержденному правительством, и будет закончена до конца декабря». Он добавил, что между вчерашним решением по средствам ФНБ и графиком строительства ВСМ-2 «нет прямой зависимости, еще есть запас времени».
ВСМ-2 должна быть построена к 2018 году. Но из актуализированной инвестпрограммы ОАО РЖД на 2014-2016 годы следует, что средства ФНБ на ВСМ-2 (63 млрд рублей в 2014 году и 87 млрд рублей - в 2015) не учтены в финансовом плане «ввиду отсутствия адресности их направления» (150 млрд рублей из ФНБ на модернизацию БАМа и Транссиба, напротив, уже учитываются). В плане предусмотрены и 12,4 млрд рублей, которые РЖД получат из бюджета в 2014-2015 годах как взносы в уставный капитал на проектирование ВСМ-2.
Максимальная цена ВСМ-2 составляла 1,031 трлн рублей, но затем «Скоростные магистрали» снизили ее до 855 млрд рублей, исключив строительство вокзалов и покупку подвижного состава. Помимо 150 млрд рублей из ФНБ ОАО РЖД хочет привлечь около 300 млрд рублей госсубсидий, 139 млрд рублей инфраструктурными облигациями из Пенсионного фонда, еще 81 млрд рублей через бюджетные гранты и 31 млрд рублей взносом в уставный капитал «Скоростных магистралей» от РЖД. Еще более чем 220 млрд рублей - кредиты, 43 млрд рублей должны вложить частные инвесторы.