По словам представителей BAE Systems, производство на верфях в Портсмуте, шотландском городе Росайте и в Филтоне близ порта Бристоль стало нерентабельным из-за отсутствия заказов. Недавно на верфях были завершены крупные работы по строительству двух новых авианосцев, после их окончания верфи остались незагруженными, передает ИТАР-ТАСС.
BAE Systems заявила, что производство военных кораблей в Великобритании будет продолжено на двух верфях близ шотландского города Глазго – в Гавене и Скотстуне.
BAE Systems заявила, что производство будет сохранено в Глазго по экономическим соображениям.
Однако некоторые политики и СМИ предположили, что такое решение было принято потому, что полное сворачивание отрасли в Шотландии могло бы увеличить антибританские настроения накануне референдума во вопросу независимости, который состоится там в будущем году.
Судоверфь в Портсмуте прекратит работу во второй половине будущего года. Там по-прежнему будет работать док для ремонта кораблей. Из 1200 сотрудников верфи работу сохранит лишь каждый четвертый.
История судостроения в Портсмуте насчитывает 800 лет. Безопасность и процветание Британии как островной торговой державы зависели от сильного флота, поэтому отрасли придавалось стратегическое значение.
В морском музее Портсмута хранится корпус построенного на местной верфи корабля «Мэри Роуз», затонувшего в 1545 году и поднятого со дна в 1982 году, – флагмана флота короля Генриха VIII.
На верфи в Портсмуте были построены корабли британского флота, которые в 1588 году победили испанскую Великую армаду, подошедшую к английским берегам. С местных стапелей сошел и флагманский фрегат «Виктория», на котором адмирал Горацио Нельсон в 1805 году одержал победу в Трафальгарском сражении над флотом Наполеона.
В Портсмуте в 1860 году был построен первый в мире военный корабль с цельнометаллическим корпусом – броненосец «Уорриор». В 1906 году на той же верфи был построен гигантский линкор «Дредноут», совершивший революцию в военно-морском деле и давший имя целому классу кораблей.
После Второй мировой войны объемы британского гражданского судостроения стали сокращаться, сейчас эта отрасль практически свернута.
Британские компании покупают танкеры и другие суда в Южной Корее и других государствах с более низкими издержками производства. Причиной сворачивания военного судостроения является сокращение военного бюджета.
Сейчас в Великобритании строятся два новых авианосца: «Куин Элизабет» и «Принс оф Уэльс». Первый должен быть построен в 2015 году, второй – в 2016 году. На верфи в Глазго планируется строительство новых британских фрегатов типа 26.
О начале их строительства сообщалось в 2007 году.