СП «Росбелавто», куда будут внесены 75% акций МАЗа и 49,9% акций КамАЗа, будет, скорее всего, исходно создано на паритетных началах. «Об основных параметрах объединения МАЗа и КамАЗа уже есть принципиальные договоренности», хотя «уточняющие переговоры» еще ведутся, рассказал «Коммерсанту» гендиректор КамАЗа Сергей Когогин.
Вероятно, сначала СП все же будет создано на паритетных началах, но, поскольку КамАЗ объективно стоит дороже МАЗа, будет предусмотрен опцион на выкуп 25% акций «Росбелавто» «Ростехнологиями»
По его словам, скорее всего, в СП «Росбелавто» правительство Белоруссии внесет 75% минус одну акцию МАЗа, а «Ростехнологии» - 49,9% акций КамАЗа. «Вероятно, сначала СП все же будет создано на паритетных началах, но, поскольку КамАЗ объективно стоит дороже МАЗа, будет предусмотрен опцион на выкуп 25% акций «Росбелавто» «Ростехнологиями», - сказал Когогин. В результате доля госкорпорации в холдинге возрастет до 75% и она получит контроль над МАЗом.
Когогин пояснил, что опцион может быть реализован «например, через два года» после создания СП.
Глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов подтвердил, что «последнее предложение, которое было - это внесение в СП «Росбелавто» 75% акций МАЗа и 49,9% акций КамАЗа». Однако, по его словам, российская сторона провела новую оценку КамАЗа. Теперь 100% акций компании оцениваются в 2,5–2,6 млрд долларов, тогда как по итогам 2010 года КамАЗ был оценен в 1,6 млрд долларов.
«Белорусская сторона настаивает на создании СП на паритетных началах, но мы против такого варианта, потому что если мы вложим в СП свои 49,9%, это значительно больше, чем их 75%»,- сказал Сергей Чемезов. Он добавил, что сделка «обсуждается» и «не факт, что будет закрыта до конца года».
Во вторник первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко говорил, что «учредительные документы» по объединению КамАЗа и МАЗа «находятся в высокой степени готовности, но есть некоторые нюансы, которые еще необходимо утрясти». Он заверил, что проекты документов «в ближайшее время» «будут положены на стол» президенту Белоруссии.
В июле премьер России Дмитрий Медведев заявил, что по объединению двух компаний «идет достаточно сложный переговорный процесс», который «в относительно короткой перспективе будет завершен».
Между тем, в начале августа стало известно, что переговоры по объединению «КамАЗа» и МАЗа, которым предрекали скорое и успешное завершение, могут затянуться. Все из-за того, что Россия намерена пересмотреть оценку стоимости активов предприятий. Благодаря прошлой переоценке стоимость МАЗа выросла аж на 300 млн долларов и это притом, что белорусский завод производит грузовиков куда меньше российского.
«Ростехнологии» предложили белорусским властям объединить КамАЗ и МАЗ в феврале 2011 года. Первоначально стороны рассматривали обмен акциями КамАЗа и МАЗа, но затем было решено создать СП «Росбелавто».
В 2011 году аудиторская компания оценила активы МАЗа в 800 млн долларов, однако белорусская сторона посчитала эту оценку заниженной. Последующая переоценка «увеличила» стоимость активов МАЗа до 1,1 млрд долларов.
Эксперты считают, что переоценка была произведена таким образом, чтобы после создания СП у Белоруссии остался блокирующий (25%) пакет МАЗа. При этом «КамАЗ» вносит лишь 49% своих акций в СП, то есть он остается под контролем российской стороны.
В Минске назвали справедливым второй вариант оценки стоимости активов МАЗа, рассказал представитель министерства промышленности Белоруссии. «Первая оценка была произведена без учета возросшего после девальвации белорусского рубля объема оборотного капитала, стоимости недвижимого имущества, а также без учета реального прироста производительности труда, объемов производства и экспорта предприятия», – пояснил он.
В июне вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко сообщил, что, исходя из уже имеющихся оценок активов, холдинг «Росбелавто» будет создан на паритетных условиях. Однако, учитывая разницу в стоимости активов, МАЗ внесет в фонд управляющей компании 75% своих акций, а «КамАЗ» – 49,9%.
Источники, знакомые с ситуацией, поясняют, что «конфигурация, когда в паритетное СП вносится большая доля МАЗа, чем КамАЗа, была очевидна изначально». Они поясняют, что власти Белоруссии настаивали на паритете и не были готовы отдавать контроль российской стороне, «поэтому чтобы прийти к консенсусу, в итоге было приятно компромиссное решение о поэтапном получении контроля». «В результате у белорусской стороны останется блокпакет, который позволит операционно контролировать решения «Росбелавто» и в дальнейшем»,- отмечает один из источников. Он полагает, что в перспективе Белоруссия может продать и блокпакет МАЗа. В 2011 году Минск рассматривал вариант его продажи группе ГАЗ.
«Объединение КамАЗа и МАЗа может быть выгодно обеим компаниям, учитывая, что сделка на первом этапе, по сути, безденежная, а рост рынка грузовиков замедляется,- считает Михаил Пак из «Атона».- В первую очередь, это интересно для МАЗа с точки зрения получения технологий от КамАЗа, который сотрудничает с Daimler».
При этом КамАЗ получит дополнительные мощности, что может сделать его более привлекательным для Daimler, отмечает аналитик. В июне исполнительный директор «Тройки Диалог» Сергей Скворцов говорил, что Daimler, который совместно с ЕБРР владеет 15% акций КамАЗа, может завершить сделку по увеличению своей доли до 25% в начале 2013 года.