«Заявление такого плана как, все знают о том, что Сунженский район и часть Малгобекского района это чеченские земли - это не более чем неуважение к нашему народу. Убедительно прошу, как руководителя субъекта, воздержаться от таких заявлений», - сказал Евкуров на пресс-конференции, видео с которой размещено в четверг в его блоге в «Живом журнале».
Пусть это заявит кто угодно, но только не глава республики. Это ошибка, чисто политическая ошибка
По словам главы Ингушетии, подобные заявления можно расценивать как политическую ошибку.
«Пусть это заявит кто угодно, но только не глава республики. Это ошибка, чисто политическая ошибка», - отметил Евкуров.
По его мнению, заявления Кадырова ставят под сомнение дружбу между народами.
«Если я считаю дружбу народов не в кавычках, а реальной, я никогда не буду претендовать на сантиметр земли сегодняшней Чеченской республики. Если вы так считаете, будьте добры, относитесь так же к Ингушетии», - добавил Евкуров.
Чечено-Ингушскую АССР официально разделили на Ингушетию и Чечню в декабре 1992 года, соответствующие поправки были внесены в Конституцию РСФСР.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, ранее глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров заявил, что административные границы между Чечней и Ингушетией являются устоявшимися и их пересмотр может привести к конфликту.
В воскресенье глава Чечни Рамзан Кадыров обвинил власти Ингушетии в захвате земель. По его словам, межевая линия «изо дня в день, из месяца в месяц двигается внутрь Чечни». Назвав происходящее провокацией, он заявил, что намерен поднять этот вопрос на федеральном уровне.
Во вторник Кадыров опроверг существование конфликта между Чечней и Ингушетией и заявил, что определение административной границы между регионами пойдет на пользу обеим республикам.
В 1993 году президент Ингушетии Руслан Аушев и фактический лидер Чечни (самопровозглашенной Республики Ичкерия) Джохар Дудаев подписали сепаратный договор, по которому Сунженский район передавался Ингушетии, а за Чечней оставались населенные пункты Серноводск и Ассиновская (при этом Москва никогда не признавала режим Дудаева законным).
Территориальные претензии Грозного к Магасу возникли после смерти Дудаева. В 1997 году, когда Ичкерию возглавлял Аслан Масхадов, в Грозном раскритиковали ингушские власти за передвижение милицейских постов в Сунженском районе вглубь чеченской территории.
Масхадов урегулировал конфликт с Аушевым – милицейские посты вернулись на прежнее место, а власти Ичкерии согласились оставить ингушский участок границы с Россией прозрачным.
В январе 2001 года в Чечне был образован свой Сунженский район с административным центром в Серноводске. Площадь ингушского Сунженского района – 881 кв. км, причем здесь имеются залежи нефти.
В марте 2003 года главы республик подписали протокол, согласно которому под юрисдикцию Чечни вновь отходили селение Серноводское и станица Ассиновская Сунженского района, а остальная его территория – под юрисдикцию Ингушетии.
В июне 2005 года чеченские власти обратились к Дмитрию Козаку, который тогда занимал должность полпреда президента России в Южном федеральном округе, с просьбой помочь в определении административной границы с Ингушетией, сославшись на необходимость проведения выборов в органы местного самоуправления (МСУ), невозможных без определения границ муниципалитетов.
Но вопрос был отложен, поскольку на тот момент в Чечне не было парламента, который должен назначать выборы в органы МСУ.