Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
4 комментарияКадыров вступился за землю
Кадыров обвинил Ингушетию в захвате чеченских земель
Глава Чечни Рамзан Кадыров обвинил власти Ингушетии в захвате земель. По его словам, межевая линия «изо дня в день из месяца в месяц двигается внутрь Чечни». Назвав происходящее провокацией, он намерен поднять этот вопрос на федеральном уровне. Эксперты называют проблему «наследием смутного времени 90-х годов», и если ее не решить, то со временем она может перерасти в «тлеющий конфликт».
Руководство Чеченской Республики решило поднять на федеральном уровне проблему установления административной границы с Ингушетией. Об этом говорилось на совещании у главы Чечни Рамзана Кадырова. В сообщении пресс-службы главы и правительства республики уточняется, что «участники встречи проинформировали, что должностными лицами Ингушетии предпринимаются шаги, направленные не только на юридическое закрепление на территориях, которые чеченскими властями осознанно оставлялись как межреспубликанские, но и захват новых земель, вклиниваясь вглубь ЧР».
С целью, чтобы не провоцировать обострения, центр на время оставил ситуацию так, как она есть, но это не значит, что так должно быть всегда
«Посягнули на сотни и тысячи гектаров»
Кадыров подчеркнул, что «эти действия носят провокационный характер». «Всем известно, что Сунженский район, значительные территории Малгобекского района являются частью Чечни. Если российскими законами, руководством России режим Дудаева признан незаконным, незаконными признаны все его соглашения, указы и распоряжения, то о каком договоре с Дудаевым в Ингушетии ведут речь? Если же что-то, связанное с границей, признается имеющим законную силу, то нужно признать законность Дудаева, его преступного режима и всего, что он творил. Признать, что Ичкерия была государством», – сказал Кадыров.
Он подчеркнул, что «на самом-то деле все разговоры о наличии какого-то документа о линии административной границы между двумя республиками, согласованной с Дудаевым, являются выдумкой и ложью».
Между тем, отметил глава Чечни, «межевая линия, которую мы никогда не проводили и которой никогда не интересовались, изо дня в день из месяца в месяц двигается внутрь Чечни». «Только в районе Горагорска в одностороннем порядке проведено размежевание, в результате чего к ранее отрезанным от Чечни землям дополнительно посягнули на сотни и тысячи гектаров», – сказал Кадыров.
Он добавил, что «мы при этом проявляли сдержанность, но аппетит растет и идет процесс захвата новых и новых территорий Чечни». «Если кто-то не понимает человеческого языка, мы шутить не позволим», – отрезал Рамзан Кадыров.
Напомним, административная граница между Чечней и Ингушетией не установлена с момента возникновения обоих субъектов в составе России – более 20 лет. В 1992 году съезд народных депутатов РФ разделил бывшую Чечено-Ингушетию надвое без определения границ регионов. Это было связано с тем, что населенные преимущественно чеченцами районы бывшей советской автономиии де-факто уже не подчинялись Москве, тогда так ингуши, проживавшие в остальных районах, массово выражали готовность оставаться в составе России.
В 1993 году президент Ингушетии Руслан Аушев и фактический лидер Чечни (самопровозглашенной республики Ичкерия) Джохар Дудаев подписали сепаратный договор, по которому Сунженский район передавался Ингушетии, а за Чечней оставались населенные пункты Серноводск и Ассиновская (при этом Москва никогда не признавала режим Дудаева законным).
Территориальные претензии Грозного к Магасу возникли после смерти Дудаева. В 1997 году, когда Ичкерию возглавлял Аслан Масхадов, в Грозном раскритиковали ингушские власти за передвижение милицейских постов в Сунженском районе вглубь чеченской территории. Масхадов урегулировал конфликт с Аушевым – милицейские посты вернулись на прежнее место, а власти Ичкерии согласились оставить ингушский участок границы с Россией прозрачным.
В январе 2001 года в Чечне был образован свой Сунженский район с административным центром в Серноводске. Площадь ингушского Сунженского района – 881 кв. км, причем здесь имеются залежи нефти. В марте 2003 года главы республик подписали протокол, согласно которому под юрисдикцию Чечни вновь отходили селение Серноводское и станица Ассиновская Сунженского района, а остальная его территория – под юрисдикцию Ингушетии.
- Грузия и Азербайджан могут начать войну из-за монастыря
- Азербайджан намекнул на территориальные претензии к Ирану
- Китай отобрал территорию у Таджикистана
- Территория России увеличилась
- Российский остров уплыл в Эстонию
- Рамзан Кадыров: Видит Бог, я потерял интерес к Закаеву
- Чечню включат в туристический кластер Северного Кавказа
- Рамзан Кадыров отправил министров в отставку
В июне 2005 года чеченские власти обратились к Дмитрию Козаку, который тогда занимал должность полпреда президента России в Южном федеральном округе, с просьбой помочь в определении административной границы с Ингушетией, сославшись на необходимость проведения выборов в органы местного самоуправления (МСУ), невозможных без определения границ муниципалитетов. Но вопрос был отложен, поскольку на тот момент в Чечне не было парламента, который должен назначать выборы в органы МСУ.
В 2005 году, в ранге исполняющего обязанности премьер-министра Чечни, Кадыров назвал первоочередной для новоизбранного парламента проблему расширения границ, потому что «вопрос наших исконных территорий волнует весь народ». «Как в соседних регионах, так и в самой Чечне хорошо известно, где проходила граница до объединения субъектов и где она должна проходить после размежевания... Мы, естественно, хотим быть хозяевами своей земли», – говорил Кадыров.
В парламенте отреагировали в апреле 2006 года, когда спикер палаты Дукваха Абдурахманов высказался за воссоединение двух республик в единый субъект, подчеркнув, что только так можно решить территориальный спор. Но в Кремле тогда дали понять, что объединительные процессы запускать не планируют.
Обращаясь на воскресном совещании к председателю правительства Чечни Абубакару Эдельгериеву, Кадыров потребовал «строго предупредить руководителей расположенных рядом госхозов и иных должностных лиц, чтобы ногой не ступали за пределы своей исконной территории». «Иначе мы призовем к порядку. Для этого есть все основания», – отметил Кадыров.
Он напомнил также, что «становится известно о фактах официальных обращений ингушских властей в федеральный центр с просьбой передать все новые и новые территории из соседних районов ЧР». По его словам, «в течение последних лет искусственно проводится линия на резкое изменение демографической ситуации на исконно чеченских землях». «В частности, в Малгобекском районе ускоренными темпами строятся новые поселки. Мы прекрасно понимаем, для чего это делается», – сказал глава Чечни.
Кадыров заявил, что в Чечне «по-прежнему ценят дружбу и братские отношения с ингушским народом, но вынуждены в соответствии с законом заняться четким определением линии административной границы между двумя республиками». «Это, наоборот, укрепит добрососедство и исключит возможность кому попало двигать линию границы», – уверен глава республики.
Кадыров добавил, что если две республики разошлись, «то между ними действительно должна быть четкая граница». Это необходимо для хозяйственной деятельности, для налогообложения, для работы правоохранительных органов, природоохранной деятельности, пояснил Кадыров.
«Это необходимость»
В свою очередь глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров заявил, что административную границу между Ингушетией и Чеченской Республикой «надо было сделать давно», она должна быть определена и «это необходимость». «На сегодняшний день у нас существуют границы между муниципальными образованиями обеих республик, в рамках которых мы живем. Но наличие административной границы между двумя субъектами, убежден, еще больше скрепит наши отношения и исключит третью силу, которая в той или иной степени пытается поссорить наших людей», – сказал глава Ингушетии.
Он подчеркнул, что для народов Ингушетии и Чечни «административная граница не создаст каких-либо препятствий во взаимоотношениях, они традиционно были, есть и будут всегда близкими».
Председатель высшего совета Общероссийского движения «Российский конгресс народов Кавказа» Асламбек Паскачев указывает, что «проблема есть и об этом знают все». «Все, кто в той или иной степени занимаются вопросами Кавказа, знают об этой проблеме. Но она не обострялась до сих пор, потому что это братские народы, которые многое пережили и старались полюбовно подойти к проблеме. Но у всех этот вопрос если не на языке, то на уме», – сказал Паскачев газете ВЗГЛЯД.
По его словам, если проблему не начать решать, то «она со временем может перерасти в тлеющий конфликт». «Но я бы считал, что эту проблему надо решать не публично, а в первую очередь так, чтобы руководители двух республик сначала спокойно и тихо, без скандалов, проговорили бы все вопросы. Я чеченец. С одной стороны, я понимаю правоту Кадырова, с другой – понимаю и Евкурова. Здесь ни в коем случае нельзя сеять раздоры. Поэтому проблему надо решить дружески, полюбовно, по-братски и по-человечески. Проблему снимать надо. Как раз сейчас настал период, когда откладывать дальше этот вопрос, наверное, нельзя», – полагает Асламбек Паскачев.
В аппарате президента Ингушетии отказались от каких-либо комментариев, указав на то, что по этой теме президент уже высказался. Однако один из жителей Ингушетии на условиях анонимности рассказал газете ВЗГЛЯД, что в республике, когда эту тему обсуждают в интернете или на бытовом уровне, видят ее как «желание властей Чечни доминировать над соседними субъектами». «Начинать процесс (установки четких границ) не нужно. Люди вообще не понимают, о чем идет речь. Есть Чечня, есть Ингушетия. Границы тоже есть, хотя юридически их не оформили. Эта граница была, есть и будет. Непонятно, с какой целью в Чечне решили заняться размежеванием», – рассказал собеседник.
«За любой кусок земли может начаться борьба»
Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Оксана Гончаренко считает, что в целях стабильности и устойчивости ситуации проблему с границами стоило решить давно. При этом она отмечает, что Рамзан Кадыров, хотя и пытается «утвердить свое лидирующее положение в регионе», предпринимает системообразующие инициативы, которые близки федеральному центру.
«У Чечни есть латентный конфликт с руководством Ингушетии – конфликт интересов в борьбе за сферы влияния. Поэтому шаг по поводу границ можно рассматривать как стремление расширить сферу своего влияния в регионе в целом. Сама по себе мера установления границ востребована и соответствует федеральному курсу», – сказала Гончаренко газете ВЗГЛЯД.
Отсутствие юридически оформленных границ между двумя республиками эксперт называет «наследием смутного времени 90-х годов». «Вопрос был в том, как добиться разграничения территорий, не провоцируя при этом новый конфликт. На Кавказе практически за любой кусок земли может начаться борьба, потому что найдутся несколько народностей, которые считают его исторически своим. Это и есть главная проблема. С целью, чтобы не провоцировать обострения, центр на время оставил ситуацию так, как она есть, но это не значит, что так должно быть всегда. Само по себе установление границ необходимо», – отметила политолог, добавив, что спорные моменты есть и в других республиках, например, между кабардинцами и балкарцами, когда «возникают достаточно значимые конфликты» на муниципальном уровне.