«Кто-то ведет провокационные разговоры о возможном конфликте между двумя народами. А почему должен быть конфликт? Не будет абсолютно никакого конфликта! И говорят об этом только те, кто не хочет спокойного разрешения этого вопроса. Я лично не вижу никаких причин для обострения ситуации. Я уважаю ингушский народ. Но нужно учитывать, что Россия - федеративное государство, в которой существуют свои законы, и которые должны неукоснительно соблюдаться. Если есть два субъекта, то между ними должна быть граница. Это закон», - цитирует Кадырова сайт главы и правительства Чечни.
Ингуши - наши братья. У нас одна история, мы говорим на одном языке, но согласно федеральному законодательству между субъектами страны должна быть определена административная граница
«Ингуши - наши братья. У нас одна история, мы говорим на одном языке, но согласно федеральному законодательству между субъектами страны должна быть определена административная граница. Из всех субъектов РФ только между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия нет границы. Мы подняли эту тему, чтобы окончательно поставить в этом вопросе точку. Это мы делаем для наших будущих поколений, чтобы им не оставить нерешенные проблемы. Чужого нам не надо, но и на своей земле мы хотим быть хозяевами», - сказал глава республики.
«Мы должны быть хозяевами каждого квадратного метра своей территории. А если не способны это сделать, то надо отправляться по домам. Сегодня жители Ингушетии строятся на наших территориях, называя их своими, завтра другие соседи объявят своими какие-то площади. Наш регион один из самых небольших субъектов России, при том, что у нас самые высокие показатели рождаемости по стране. Если каждый желающий будет отхватывать пять или 50 тысяч га территории, то мы скоро останемся ни с чем. Я считаю, что необходимо четко, раз и навсегда определиться с границами», - подчеркнул Кадыров.
Глава республики поручил председателю парламента ЧР Дукуваху Абдурахманову создать комиссию, которая вплотную займется этим вопросом.
«Работа комиссии должна быть абсолютно прозрачной, гласной, объективной, понятной. Повторяю, что нам не нужно ни одного метра чужой земли, но на своей земле мы сами должны растить хлеб, строить дома, растить детей. Обсудите свои предложения с ингушскими коллегами. Все должно быть открыто, чтобы наши братские народы знали, как идет процесс, и чего мы хотим в соответствии с законами РФ», - сказал Кадыров.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, ранее глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров заявил, что административные границы между Чечней и Ингушетией являются устоявшимися и их пересмотр может привести к конфликту.
В воскресенье глава Чечни Рамзан Кадыров обвинил власти Ингушетии в захвате земель. По его словам, межевая линия «изо дня в день, из месяца в месяц двигается внутрь Чечни». Назвав происходящее провокацией, он заявил, что намерен поднять этот вопрос на федеральном уровне.
В Грозном заявляют, что «должностными лицами Ингушетии предпринимаются шаги, направленные не только на юридическое закрепление на территориях, которые чеченскими властями осознанно оставлялись как межреспубликанские, но и на захват новых земель, вклиниваясь вглубь ЧР». При этом, по сообщению администрации Чечни, власти Ингушетии якобы действуют на основе документов, подписанных еще Джохаром Дудаевым.
В 1993 году президент Ингушетии Руслан Аушев и фактический лидер Чечни (самопровозглашенной Республики Ичкерия) Джохар Дудаев подписали сепаратный договор, по которому Сунженский район передавался Ингушетии, а за Чечней оставались населенные пункты Серноводск и Ассиновская (при этом Москва никогда не признавала режим Дудаева законным).
Территориальные претензии Грозного к Магасу возникли после смерти Дудаева. В 1997 году, когда Ичкерию возглавлял Аслан Масхадов, в Грозном раскритиковали ингушские власти за передвижение милицейских постов в Сунженском районе вглубь чеченской территории. Масхадов урегулировал конфликт с Аушевым – милицейские посты вернулись на прежнее место, а власти Ичкерии согласились оставить ингушский участок границы с Россией прозрачным.
В январе 2001 года в Чечне был образован свой Сунженский район с административным центром в Серноводске. Площадь ингушского Сунженского района – 881 кв. км, причем здесь имеются залежи нефти. В марте 2003 года главы республик подписали протокол, согласно которому под юрисдикцию Чечни вновь отходили селение Серноводское и станица Ассиновская Сунженского района, а остальная его территория – под юрисдикцию Ингушетии.
В июне 2005 года чеченские власти обратились к Дмитрию Козаку, который тогда занимал должность полпреда президента России в Южном федеральном округе, с просьбой помочь в определении административной границы с Ингушетией, сославшись на необходимость проведения выборов в органы местного самоуправления (МСУ), невозможных без определения границ муниципалитетов. Но вопрос был отложен, поскольку на тот момент в Чечне не было парламента, который должен назначать выборы в органы МСУ.